Цаган Сар – буддийский праздник весны. Традиции празднования цаган сар у калмыков Буддизм и Новый год

Содержание

[Праздник] Цаган Сар | Самтулана

Цаган Сар – буддийский праздник весны. Традиции празднования цаган сар у калмыков Буддизм и Новый год

Цаган Сар (монг. Цагаан сар; бур. Сагаалган; тув. Шагаа; южноалт. Чага-Байрам) — праздник, знаменующий начало весны и Новый год (по лунно-солнечному календарю) у монголоязычных и тюркских народов.

История праздника

Происхождение
Происхождение Цаган Сара напрямую связано с давними традициями, присущими монгольскому, а также тюркскому народу. Данное торжество — своеобразный символ перерождения не только человеческой сущности, но и всей природы в целом.

Цаган Сар несет в себе обновление людской открытости, надежд, добрых помыслов и положительных ожиданий. Название праздника переводится как «белый месяц», так как первоначально этот праздник сопровождался употреблением молочных продуктов и отмечался осенью.

Цаган Сар в XIII веке
Великий хан Юаньской династии Хубилай, внук Чингис-хана, под влиянием китайской астрологии перенес празднование Нового года на конец зимы и монгольский праздник был приурочен к началу года по 12-летнему циклу.

Свидетель «белого праздника» и современник Хубилая Марко Поло так описывает этот праздник: «Год у них начинается в феврале; великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может.

Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело.

Скажу вам еще, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год. В этот день, знайте еще, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней.

В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара.

И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано! …А когда великий государь пересмотрит все дары, расставляются столы, и все садятся за них… А после обеда приходят фокусники и потешают двор, что вы уже прежде слышали; когда все это кончится, идут все к себе домой».

После того, как монголы покинули Китай в XIV веке, традиции Цаган Сара были перевезены в Монголию. Название праздника приобрело более общий смысл, утратив свое «молочное» значение. Название «белый месяц» отражает цветовую символику, присущую монголоязычным народам, у которых белый цвет ассоциируется со счастьем и благополучием, является символом святости и чистоты.

Буддийские традиции празднования

Как только тибетский Буддизм распространился по монгольским странам в XVII веке, этот праздник стал приобретать некоторые особенности, присущие Буддизму, ритуалы и мифологию.

Ритуалы
Основной принцип традиционных новогодних обрядов в Буддизме — освобождение от всех грехов, накопившихся за текущий год. Главный ритуал — пост с покаянием, который длится всего 1 день (тиб. соджонг).

Проходит типичная для Буддизма церемония уничтожения символа накопившегося в человеке зла — сжигание «соры» (черной пирамидки). Чтобы избавиться от всего накопленного зла, черную пирамидку сжигают, таким образом, принося жертву местным духам. Такой ритуал помогает человеку начать новый год в духовной чистоте.

В течение 2-х последующих недель, буддисты прославляют новолетие и чествуют 15 высочайших чудес Будды Шакьямуни, а также его победу над 6-ю учителями-иноверцами. Новолетие, которое отмечают в Монголии, является аналогом канонического празднования Лосара (Нового года) в Тибете.

Популярная мифология
В Буддизме праздник Цаган Сар, весна, божество дхармапала и богиня Палдэн Лхамо напрямую связаны между собой.

Если верить приданию, то в каждом новом году, после победы над мангусами — демонами, которые были созданы Брахмой, и спасения съеденного владыкой Яма (монг. Эрлэг номын хаан) солнца, оно возвращается снова на землю и дарит свет и тепло, знаменуя наступление новой весны.

Холодные дни сменяются теплыми, и новый период хозяйственной деятельности вступает в силу. Скотоводы сводят информацию по убыткам, которые принесла им зима и с нескрываемым энтузиазмом и радостью прославляют теплое время года.

Облик той самой богини, которая в Буддизме символизирует гнев и ярость, часто идет рука об руку со Старцем. Белый старик — это воплощение сохранности жизни, долголетия, плодородия и благоденствия, неотъемлемая часть в буддийском пантеоне.

Сагаалган в Новое время
После введения григорианского календаря (XIX век) в Калмыкии праздник потерял статус точки отсчета нового года. Только у волжских калмыков эти традиции и обряды сохранились.

Все последующее поколение, живущее в Корейской Народной Республике, продолжают отмечать Цаган Сар как начало нового года.

Китайский новый год наступает в это же время, что существенно повлияло на укрепление статуса Цаган Сара.

Праздник в новейшее время
Уже в 30–х годах прошлого столетия в странах Советского Союза Цаган Сар был запрещен. И только после войны традиции были восстановлены. В 1990 году праздник получил статус народного.

В настоящее время в Бурятии и на территориях АБАО и УОБАО 1-й день Сагаалгана (Цаган Сара) — законный выходной. Празднуют Цаган Сар в Тыве, Алтае и Республике Калмыкия, где в этот день принято отдыхать в соответствии с Законом от 13 октября 2004 года.

N 156-III-З «О праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия».

Обряды и традиции

К наступлению данного торжества люди готовились заблаговременно. Скот резали впрок, ведь в дни самого праздника делать это было категорически запрещено. Праздник отмечали в каждом доме. На веревках развешивали новые нарядные одеяния и вытряхивали одежду. В этот день принято готовить говядину, баранину, конину, буузы (традиционное монгольское блюдо).

Обрядовое взаимное приветствие
К приветствию и по сей день относятся как к очень важному ритуальному действию. Если два человека, идущие по дороге, встречаются, они должны особым образом поздороваться друг с другом.

Продолжительность приветствия порой поражает.

Тувинцы, к примеру, после того, как поздоровались во время праздника, могли в дальнейшем игнорировать друг друга на протяжении года: в нужный день они поздоровались и этого достаточно до наступления нового Цаган Сара.

А вот в Калмыкии дела обстояли немного по-другому. Встретив человека, обязательно интересовались: «Благополучно ли вышли из зимовки члены и домашний скот?» Все слова сопровождались определенными жестами, которые были различными в зависимости от пола и возраста человека.

Жесты у тувинцев, монголов и бурятов были следующими: младший старшему или женщина мужчине (в случае, если они одного возраста) подавали обе руки. Ладони при этом были направлены вверх, для того, чтобы старший положил на них свои руки ладонями вниз. Младший по возрасту поддерживает старшего под локти, что символизирует уважение, помощь и поддержку.

Такие приветственные жесты к калмыков немного иные. В ответ на протягивание обеих рук, старший давал только одну – правую. Первый захватывал ее руками с 2-х сторон. И один, и другой при этом склоняли головы, как бы кланяясь.

Иногда старший подавал обе руки, после чего жесты повторялись. Так же калмыки могли приветствовать и своих сверстников.

Что касается женщин, то во время ритуала они должны были опустить рукава вниз настолько, насколько это возможно, чтобы спрятать кисти рук.

Если человек приходит в чужой дом, то приветствие отличается. Тот, кто приветствовал, вставал на одно колено, прикладывал ладони ко лбу и произносил традиционные слова: «Благополучно вышли из зимы!»

Хождение в гости
Ходить в гости в этот день — обязательное условие праздника. Независимо от того, насколько далеко живут друг от друга родственники, в этот день они в обязательном порядке приезжали друг к другу.

Существует определенная очередность визитов и характер подарков. Все зависит от положения того или иного человека. Особое внимание всегда уделялось родителям и родственникам по материнской линии. Женщины приходили в гости к родителям мужа со своими детьми для того, что бы поклониться предкам. Одним из обязательных праздничных даров являлась связка баурсаков (традиционное мучное изделие).

Подарки
Блюдо «баурсак» — традиционная выпечка, изготовленная из сдобного пресного теста и обжаренная в кипящем масле. Из баурсаков составляли порционные наборы. «Первую порцию» подносили Буддам, а остальные вручали родным и близким. Баурсаки имеют большое символическое значение. Так, фигурки животных из сдобного теста символизировали желание иметь приплод скота.

Баурсаки, имеющие вид барана («хуц»), выражали стремление к приплоду именно этого вида животного. К тому же, фигурка барана отражала давний обряд жертвоприношения, то есть символ заменял животное, которое в древности подносили божествам. Такое же значение имели баурсаки «кит», которые своей формой напоминали внутреннее содержимое коня.

Баурсаки «евртэ тохш» олицетворяли крупный рогатый скот, крученые «мошкмр» ассоциировались с национальным блюдом из вареных бараньих внутренностей. Для того, чтобы заманить удачу и успех, жарили баурсаки «джола», напоминающие повод. Если у людей было желание жить единой семьей, то преподносили баурсак — «шошрх».

Подношения
С раннего утра в день Цагар Сара производился ритуал кропления (калм. зунг оргхн). Он заключался в том, что хозяин жилища, переступив порог, кропил вокруг свежезаваренным чаем. Это было своего рода подношение предкам и Старцу.

Бурханам подносили баурсаки в виде солнца или лотоса. Донские калмыки особенно любили баурсаки в виде кисточки, похожие на лотос — «бурхан зала», или «цацг». Их помещали на вершине «Дееджи боорцг». Баурсаки в виде солнца назывались «хавтха» или «целвг».

«Хавтха» — цельная лепешка, по краям которой делали защипы или 4 отверстия в центре, у «целвг» края ровные, а вдоль окружности радиально расположены отверстия. Оба вида баурсаков готовили первоочередно и ставили в качестве дееджи.

В набор собирали все виды приготовленных баурсаков.

Источник: https://www.samtulana.ru/a028x654n17glc6h/

ChristmasHeaven.ru

Цаган Сар – буддийский праздник весны. Традиции празднования цаган сар у калмыков Буддизм и Новый год

Белый праздник, или Буддийский Новый год

Вот уже отпраздновали и Новый год, и старый Новый год и даже Китайский Новый год.

Ёлочки давно разобрали, игрушки упаковали, а праздник опять стучится в дверь… Наступает Новый год, который отмечают буддисты России и Монголии. Называется он «Белый праздник» и рассчитывается буддийскими астрологами, поэтому у него нет определённой даты.

В 2012 году он приходится на 22 февраля. В период с 21 по 26 февраля проходят проповеди в дацанах (буддийский монастырь) и праздничные гуляния.

Белый месяц

Буддийский календарь2012 – год черного водяного дракона

Буддийский Новый год или праздник «Белого месяца» отмечается во многих странах. Но в каждой стране имеет своё название: в Бурятии и Якутии – это Сагаалган, в Калмыкии – Цаган Сар, в Туве – Шагаа, а в Монголии – Цагаан Сар.

Все названия переводятся на русский язык как «Белый месяц» , который наступает через 30 суток после Китайского Нового года. 

Официально праздновать «Белый месяц» в Бурятии стали немногим более 20 лет назад. В 1990 г.

первый день Сагаалгана стал выходным по Указу Президиума Верховного Совета Бурятской АССР «О придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника». И только в XXI веке, в 2008 г.

был принят закон, согласно которому первый день Нового года по лунному календарю официально является выходным (республиканский Закон № 675-IV от 23 декабря 2008 года «О праздничных днях в Республике Бурятия»).

В начале 90-ых годов 20 века возрос интерес к национальным Калмыцким традициям, и празднование Цаган Сар получило своё развитие как Калмыцкий праздник весны.
Белый цвет символизирует чистое, светлое и доброе. Поэтому, в Калмыкии можно услышать в этот день «Белой тебе дороги», что означает пожелание удачи.

  

Буддийский Новый год в Туве Шагаа официально признан в 1987 году. В Монголии Цагаан сар празднуется с середины 18 столетия.

Почему нельзя спать в Новогоднюю ночь

Дацан  

Подготовка к празднику Сагаалган начинается заранее. За три дня до наступления праздника уже проходят основные хуралы (буддийский молебен). Ламы проводят медитационные подготовки и освящение подношений.

Ночью перед Сагаалганом в дацанах собираются буддисты – таковы традиции празднования. Лама читает мантры (проповеди) до прихода Нового года, который наступает утром.

Всё это время необходимо присутствовать на молебне и читать мантры, либо молиться дома и делать практику. 

Лхамо  

Чтобы получить благословение богини Палдэн Лхамо в эту ночь спать нельзя.
Существует поверье, что в канун Нового года богиня Лхамо нисходит на землю и обходит своих подзащитных. Спящего человека она может посчитать умершим и не благословить.

Богиня Окон Тенгри

Калмыцкий народ в Новогоднюю ночь собирается в молельном зале хурула (храм в Калмыкии и Монголии). Молитвы в эту ночь обращены к покровительнице калмыков богине Окон Тенгри. Существует поверье, что богиня в первый день Цаган Сара три раза объезжает землю по кругу. Поэтому это самое благоприятное время для обращения к ней.

Тува – Буддийский храм

А вот тувинцам раньше не разрешалось присутствовать в религиозных ритуалах в новогоднюю ночь. В настоящее время верующие стараются молиться всю ночь в хурэ (буддийский храм в Туве). Если же по каким-то причинам посетить его не получается, то – у домашних алтарей.

 
Белый цвет – символ благополучия и процветания

 Буузы  СаламатЧаша для кумыса

 После молебна люди собираются за столом дома или в гостях. 

У бурятских буддистов на столе должна быть белая пища (блюда из молока). Традиционные бурятские блюда на празднике – буузы (позы), саламат, а также зеленый чай, заваренный по специальному рецепту, тщательно пропаренный на медленном огне с молоком и солью.

 В Калмыкии на праздник готовят национальные борцоки, которые стараются напечь как можно больше. Ведь, их количество способствует росту поголовья скота. В Туве же лепят пельмени с бараниной, которую заготавливают ещё осенью перед самым наступлением зимы. Связано это с тем, что во время праздника запрещается убивать животных. 

Новогодний стол в Монголии – это старинная церемония. Прежде чем начинается чаепитие, все рассаживаются по кругу. Серебряная пиала с кумысом, который замораживают осенью, обходит всех присутствующих. После восхода солнца принято ходить в гости. Чем больше гостей, тем больше счастья в Новом году.

Мифологические персонажи Монголии и Бурятии

Японский Ямамото

Праздник в Бурятии позволяет объединить между собой всех Российских Дедов Морозов и Снегурочек.

К примеру, в 2011 году на Белый Праздник, приезжали Российский Дед Мороз из Великого Устюга, Снегурочка из Костромы и Олонецкий Дед Мороз Паккайне из Карелии. В 2012 году – Морозный старец из Тывы Соок-Ирей и Японский дед Мороз Ямамото.

 

Любопытно: Ямамото – сертифицированный дед Мороз и состоит в Международной Ассоциации Санта-Клаусов. В остальное время занимается дизайном машин.

  

Главные персонажи Сагаалгана – Белый старец Сагаан Убгэн и Эвенкийская матушка Зима Тугэни Энёкэн.

Белый СтарецБелый старец и Эвенкийская матушка

  

Белый Старец – покровитель людей, зверей и тварей божьих

По легенде, Сагаан Убгэн добуддийское божество. С его появлением связано много мифов. В некоторых источниках говорится о том, что он родился уже стариком. Мать его, будучи беременной, наказали бурханы (высшие боги), которым она не дала напиться воды. За это они запечатали её чрево на сто лет.

Другая легенда гласит, что во время охоты на оленей два старца, Чёрный и Белый, попали в пещеру буддийского отшельника Миларепы. Этот тибетский отшельник и проповедник был противником охоты на живых существ. После общения с ним Сагаан Убгэн принял Учение.

Ещё одна легенда гласит, что Белый Старец случайно встретился с Буддой Шакьямуни во время прогулки. Белобородый старец был в белой одежде, а окружали его животные. Во время разговора Будда отметил мудрость и могущество старца, и велел ученикам своим почитать Сагаана Убгэна.

Несмотря на то, что нет единого мнения о происхождении мифологического персонажа, Белый Старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья и семейного благополучия. И занимает почетное место в пантеоне буддизма.

Его атрибуты – персиковое дерево, олень, посох и книга судеб (символы долголетия). 
Любопытно: этот мифический дед родился не на берегах Байкала и не может быть этнически похожим на старика-бурята.

Тем не менее, он существует уже более двух с половиной тысяч лет, и бурятский народ к нему привык.

 
Сказки Матушки Зимы

Эвенкийская матушка Зима Тугэни Энёкэн – подруга Белого Старца. Хранительница домашнего очага, покровительница лесных птиц и зверей – таков образ Матушки Зимы, который сложился из старинных эвенкийских сказок. Живёт она в лесу в заснеженной избушке, где всегда найдёт себе еду и кров, и скиталец, и путник запоздалый.

 
Новый год, или Праздник пастуха

Монгольский Увлин Увгун

 

Главный Монгольский пастух – он же Дед Мороз (Увлин Увгун), ведь Новый год в Монголии – это ещё и праздник пастухов. Костюм Деда Мороза типичен для скотовода, а в руке у него, вместо посоха – кнут.

 

Любопытно: Увлин Увгун никогда не является один. У него есть помощники: Снегурочка (Зазан Охин) и Мальчик-Новый год (Шина сквалыга).

 
Легенды. Суеверия. Приметы

С празднованием Буддийского Нового года связано много легенд и традиций.
Все страны имеют как общие традиции, так и свои собственные.Например, перед праздником необходимо сделать тщательную уборку и избавиться от старого хлама (как избавление от неудач). 

Сжечь грехи, что письма старые
 

А вот самый лучший способ распрощаться со старыми грехами, это сжечь их. Для этого во время празднования жгут костры, где сжигают старые вещи, которые отождествляются с грехами прошедшего года.

Дугжууба

 
Существует древний ритуал очищения – Дугжууба, во время которого уходит всё плохое и неприятное. Важно, что такой обряд проводится только в монастырях.

Но перед приходом в монастырь необходимо дома сделать тесто, затем небольшим кусочком покатать им по лбу (для удаления дурных мыслей), вокруг рта (против дурных слов), по груди (для очищения души) и в ладошках.

Можно покатать и по телу – прочь все болезни и недуги. И вот эти кусочки теста бросают в огонь, который зажигают во дворе храма.

Обряд Дугжууба, посвящённый очистительному костру проводится во всех дацанах.

Элиста  Хурул

Любопытно: в Калмыкии не рекомендуется приходить в хурулы со своим тестом, так как его выдают в храме. Исключение делают только для тех, кто не может прийти сам, например, из-за болезни. В этом случае, можно принести тесто, которым обтерли человека.

Тувинский костюмТува – Национальный костюм

 
В Туве на обряд очищения «сан салыр» принято надевать национальную одежду. Рано утром в первый день Нового года надо подняться на возвышенное место для разжигания священного огня, в который бросают самую почётную и лакомую часть еды.

Во время обряда происходит молебен.
После окончания ритуала следует перейти на «чистое» место, то есть туда, где не ступала нога человека. Ведь для очищения необходимо лечь на чистый снег и кататься в нём.

Таким образом, происходит очищение грехов, а участников такого обряда ждут успех и удача в новом году.

Дары на вытянутых ладонях

Хадак

Традиционным подарком Белого Праздника считается хадак, длинный узкий платок. Подарить его, означает выказать уважение и дружбу.

Хадак может быть белого, красного, синего, жёлтого и зелёного цветов. Белый цвет – это символ чистоты, красный цвет – символ металла, синий – символ неба и долголетия, а жёлтый и зелёный цвета – символы огня, солнца и земли соответственно.

Существует определённый ритуал дарения. Даритель и получатель должны быть в головных уборах и стоять лицом друг к другу. Хадак же принято дарить на ладонях вытянутых рук.

Лунгта – защита от болезней и неудач

Конь Ветра – так переводится Лунгта с тибетского языка. Конь – это символ жизненной силы, движения и скорости. Считается, что «конь ветра удачи» привлекает к себе достаток и благополучие.

Лунгта – коньЛунгта – флажки

 Любопытно: драгоценность, которую конь несёт на спине, исполняет желания и приносит благополучие. Чем выше у человека стоит «конь ветра», тем благополучнее и успешнее будет его жизнь.

 

Существует обряд запуска «коней», чтобы защитить своих близких от болезней и несчастий.

Совершается он во второй день по лунному календарю: флажок, на котором изображён конь, привязывают к дереву или на крыше дома, чтобы полотно свободно развевалось на ветру.

Конь ветраПтица Гаруда

В центре такого флажка изображён конь, а по углам – лев, тигр, дракон и гаруда. Каждое животное является символом: лев – символ Земли, тигр – символ Воздуха, дракон – символ Воды, а птица гаруда – символ Огня.

Ёхор и поют, и пляшут

Ёхор – хороводный танец, сопровождаемый пением. Этот ритуальный бурятский танец известен с древних времён.

Ёхор

 
Любопытно: вот такую забавную вещицу бурятские буддисты придумали в 2012 году: Жители Бурятии в первый день нового года по лунному календарю проведут в Улан-Удэ на площади Советов бурятский хоровод – ёхор. Хоровод пройдет в рамках всемирного флэшмоба. Для выходцев из Бурятии, проживающих в других городах и странах, ёхор пройдет в Москве (Красная площадь), Париже (Эйфелева башня) и Нью-Йорке (Центральный парк).
 

Ёхор

 
«Не важно, по какому календарю, летоисчислению или традиции отмечается Новый год. Главное – в другом. Важно, что этот праздник объединяет» сказал Российский Дед Мороз из Великого Устюга во время своего пребывания в Бурятии.

© Нина Филиппова
 

Источник: http://www.christmasheaven.ru/articles.php?article_id=225

Цаган Сар – буддийский праздник весны. Традиции празднования цаган сар у калмыков Буддизм и Новый год

Цаган Сар – буддийский праздник весны. Традиции празднования цаган сар у калмыков Буддизм и Новый год

Сагаалган (Цаган Сар) или праздник Белого месяца – это буддийский Новый год, который не имеет фиксированной даты и празднуется согласно данным астрологических таблиц, сформированным по лунным месяцам. Какого числа наступит Сагаалган в год Огненного петуха? Что особенного в этом празднике? Как его правильно встретить и провести?

Сагаалган – один из главнейших праздников у монгольских и некоторых тюркских народностей, символизирующий начало весны, обновления природы и человека, а также надежды на всё новое, прекрасное и доброе.

Когда же наступит Сагаалган в 2017 году? Если в 2016 году этот праздник отмечался в ночь с 8 февраля на 9-е, то в 2017-ом буддийский Новый год – 26 февраля.

Особенности Сагаалган

За три для до наступления Сагаалган в религиозных заведениях проводится особый молебен, посвящённый десяти божествам-защитникам учения Дхармы, которые пытаются образумить всех противников буддизма (дхармапалам). Особое уважение среди них занимает богиня Балдан Лхамо – покровительница Лхасы (столицы Тибета). В её честь проводится отдельный молебен в канун Сагаалган.

Чтобы получить благословение богини Балдан-Лхамо, рекомендуется не спать всю ночь либо же проснуться в 4-5 утра. Именно в это время до восхода солнца в дом заходит данное божество. Если упустить этот момент, то счастья в новом году не будет.

А если Балдан-Лхамо увидит человека бодрствующим, то обеспечит ему своё покровительство и поможет в разрешении сложных житейских ситуаций.

В храмах проводятся хуралы – торжественные службы, которые длятся всё ночь и заканчиваются утром в 6 часов.

В это время звучат поздравления настоятеля для всех собравшихся в храме по поводу наступления Сагаалган.

Что же касается домашнего обихода, то тут накануне праздника по полной ведётся уборка всех уголков жилых и нежилых помещений. Кроме того члены семьи, в знак уважения, готовят друг другу подарки, а женщины планируют меню на новогодний стол.

Ритуалы Буддийского Нового года 2017

На Сагаалган и в канун этого праздника все монголоязычники совершают основные обряды:

  1. Гутор
  2. Дугжууба
  3. Конь ветра удачи

Обряд очищения Гутор — особенное действие, которое заключается в том, чтобы выбросить из дома всё то, что несёт в себе плохое, негативное и «нечистое», убрать из жилого помещения то ненужное, что копилось в нём целый год. Этот ритуал предполагает присутствие в доме приглашённого ламы и всех членов семьи.

Дугжууба – это специальный церковный обряд духовного очищения кармы (сжигания грехов), который проводиться в храме или монастыре за день до праздника Сагаалган.

Данная церемония сопровождается разведением костра, в котором сжигают всё то, что не несёт в себе положительной энергетики и долгое время не используется в быту.

По большому счёту Дугжууба — эзотерический ритуал, поэтому его нельзя проводить на придомовой территории.

Обряд «Конь ветра удачи» предполагает вывешивание на крыше дома полотна с определённым изображением, которое накануне праздника было освящено в храме.

Смысл данного действия заключается в том, что, развивающаяся на ветру ткань, должна защитить дом и домочадцев от потенциальной опасности, несчастий и болезней.

А изображение на тканом полотне будет дарить жильцам дома достаток, счастье и удачу.

Традиции Сагаалган

Точно также как и у православных, на Буддийский Новый год в обязательном порядке должен быть накрыт богатый стол со всякими вкусностями.

Но примечательно то, что в последнем случае на столе непременно обязаны присутствовать блюда белого цвета. Как правило, они создаются из молока или кисломолочных продуктов.

Дело в том, что Сагаалган – праздник Белого месяца, а белый цвет символизирует собой чистоту и процветание. Во время трапезы в доме традиционно зажигается лампада – зула.

Что касается потребления алкоголя, то, в частности бурятами, это не приветствуется вообще никогда, а в Белый месяц тем более.

Также в Сагаалган не принято ходить в гости, и это при том, что данный фактор является обязательной составляющей праздника. Первый день буддийского Нового года следует повести в кругу семьи, с родными и близкими, живущими вместе.

И только на второй день можно приглашать в свой дом ближнюю и дальнюю родню, родителей, друзей или же наоборот отправляться в гости к ним.

Сагаалган, он же Цаган Сар или праздник Белого месяца, – буддийский Новый год, отмечаемый восточными странами согласно лунному календарю. Что же представляет собой такой важный день для буддистов и какого числа отметят его буряты в 2018 году?

Сагаалган — буддийский новый год

Топ-7 интересных фактов о Сагаалгане в 2018 году

  1. Празднование выпадает на 16 февраля;
  2. Буддийский и китайский Новый год отмечаются разными датами;
  3. Накануне празднующие избавляются от всего лишнего в доме;
  4. На столе обязательно должны быть блюда белого цвета;
  5. Пить алкоголь за праздничным столом нельзя;
  6. Обязательно нужно навестить старших родственников – родителей, бабушек и дедушек;
  7. Главным божеством Сагаалгана считается Балдан Лхамо.

История праздника белого месяца

Цаган Сар или Сагаалган был введен в 13 веке монголами. Поначалу он отмечался осенью, пока Чингисхан не перенес празднование на весну. Даты его празднования рассчитываются на основе буддийской тантры Цикла Времени, поэтому с китайским Новым годом он не совпадает.

Традиционно Сагаалган отмечается восточными народами, исповедующими буддизм, в первый день первого весеннего месяца по лунному календарю. В России его празднуют республики Алтай, Тыва, Бурятия, Калмыкия, а также Забайкальский округ.

Народные гуляния на Новый год

Этот день является государственным праздником с 1990 года (до этого он был запрещен с 1930). В 2018 году пятничный день 16 февраля официально является выходным днем четырех республик России, с недавно времени Сагаалган отмечается в Москве приездом официальных делегаций из Монголии и Тибета, праздничными гуляниями.

В феврале жители республики получат сразу пять выходных дней. Два дня, 23-го и 24-го февраля, Калмыкия вместе со всей страной будет отмечать День защитника Отечества, 25-го и 26-го февраля – это суббота и воскресенье, нерабочие дни. Пятый выходной день, 27 февраля, принесет праздник Цаган-Сар.

В последнюю декаду февраля жители республики будут отдыхать на день дольше остальных россиян, с 23-го по 27 февраля включительно. На работу они выйдут только во вторник, 28-го февраля.

Дополнительный выходной им подарит национальный праздник Цаган-Сар, который в текущем году по лунному календарю приходится на понедельник, 27 февраля. Указом главы республики этот день официально объявлен нерабочим.

Таким образом, жители степного региона, отметив со всей страной День защитника Отечества, затем сами отпразднуют праздник прихода Белого месяца.

Напомним, что Цаган-Сар – это калмыцкий национальный праздник, символизирующий приход весны, в нем объединились как религиозные, так и народные традиции. В этот день в каждой калмыцкой семье принято употреблять белую (молочную – прим.) пищу, а также печь борцоки разнообразной формы.

Другие новости по теме

11.07.2019: 13.58

Юная скрипачка из Калмыкии стала победителем конкурса «Лучший из лучших»

Со 2 по 8 июля в Туапсе, на Черноморском побережье при поддержке Минкультуры России состоялся VIII Финал проекта «Лучший из лучших», в котором приняла участие представитель Республики Калмыкия Герелта Имкинова, учащаяся ДМШ №1 им.С.-Г.Дорджина.

Источник: https://itpressa.ru/cagan-sar-buddiiskii-prazdnik-vesny-tradicii-prazdnovaniya/

Сагаалган в 2019 году

Цаган Сар – буддийский праздник весны. Традиции празднования цаган сар у калмыков Буддизм и Новый год

Сагаалган или Цаган Сар, праздник Белого месяца – Новый год в буддизме, традиционный праздник монгольских народов.

На территории нашей страны его широко отмечают в Бурятии, Калмыкии, Республике Тыве, Коми, Алтайском крае и в целом ряде других регионов.

О том, что это за праздник, когда отмечается Сагаалган в 2019 году, о традициях и обычаях, связанных с буддийским Новым годом – обо всем этом и многом другом в нашей сегодняшней статье.

Дата праздника

Сагаалган или Цаган Сар – торжественное начало весны, точка отсчета нового года, время расцвета природы и начала новой жизни. В буддизме летоисчисление ведется по лунно-солнечному календарю, а значит, вопрос, какого числа отмечается Сагаалган в 2019 году, вполне закономерен. Ежегодно дата праздника приходится на новый день.

Праздничный день неизменно приходится на первый день по лунному календарю, точнее, на первые лунные сутки нового лунного года. Как правило, это период конец января – февраль, реже начало марта текущего года.

В 2019 году Сагаалган в Бурятии отмечается 5 февраля.

Этот праздник имеет огромное значение для монгольских народов, проживающих на территории России. А потому в ряде республик – Бурятии, Туве, Хакасии, Якутии и других – первый день Сагаалгана является выходным днем. В Калмыкии Цаган Сар получил статус национального праздника. Празднуют его буддисты и все те, кто неравнодушен к возрождению традиций.

У Белого месяца долгая, буквально многовековая история, однако в список официальных праздничных дней Сагаалган попал лишь в 1990 году. В СССР празднование буддийского Нового года было официально запрещено, и лишь с распадом Союза праздник возродился.

Традиции и обычаи

Сагаалган, Цаган Сар, Цааган, Чага-Байрам – названий у этого праздника множество, по числу языков и диалектов народов, отмечающих Новый год по буддийскому лунно-солнечному календарю.

Праздник это знаменует не только начало нового календарного года, но и служит своеобразной вехой, отмечающей возраст человека или животного: в Цаган Сар каждый становился старше на год, независимо от того, когда родился.

Таким образом праздник этот можно рассматривать и как своеобразный день рождения чтящего традиции монгола, бурята, калмыка.

По традиции Сагаалган отмечается три дня и три ночи, и все предписываемые действия как накануне, так и в сам праздничный день праздничных дней наполнены своим, особым сакральным смыслом.

Готовимся к празднику

Подготовка к Белому месяцу начиналась задолго до самого торжества. Закупить заранее сладости для детей, заготовить мясные деликатесы, засолить-замариновать овощи – забот перед праздником много.

Накануне первого дня Белого месяца все хозяйки принимались за уборку. Причем недостаточно было просто навести чистоту в доме, нужно было избавиться от старья – того хлама, что накапливается в течение года.

Обязательно нужно было обзавестись и новой одеждой, ну или хотя бы ее элементом – поясом, украшением, платком. Цаган Сар – праздник обновления, точка отсчета начала новой жизни, а значит, и вступать в новый год необходимо с чистого листа.

Когда все старье сжигали в огромных кострах, разводимых в центре поселения, сегодня накануне праздника одежду и ненужные вещи предпочитают жертвовать неимущим.

Обновления касались и главного «друга» всех мужчин – коня. Обновлялась коновязь, скакуну шилась новая сбруя, менялось седло и подковы. Сегодня роль основного транспортного средства исполняет автомобиль, и все обновления достаются «железному другу» – внеплановое ТО, новая резина или хотя бы новая «елочка»-ароматизатор на лобовом стекле.

Завершается процесс подготовки обрядом очищения – специальными ароматными травами окуриваются и члены семьи, и сам дом, и машина.

Торжество

Сагаалган – лучшее время для гостей. В эти три дня принято ходить в гости и приглашать гостей к себе, отмечая праздник большой и шумной компанией – ведь Новый год, как известно, должен быть непременно веселым и активным. Первым поздравляют главу семьи, старшего в роду, не важно живет ли вся семья под одной крышей или нет.

Причем поздравления проходят по определенному сценарию – младший член семьи подходит к старшему с открытыми руками, то есть протягивая их ладонями кверху. Старший же опускает свои руки на руки младшего, словно опираясь на заботливо подставленные ладони. Это символизирует уважение и возможность оказать поддержку старшему в любое время.

Старший же показывает таким образом свою готовность принять помощь.

Конечно же, какой праздник без подарков! Дарами принято обмениваться за праздничным столом, в кругу семьи и друзей, и каждый подарок сопровождается пожеланиями счастья и долголетия.

Трапеза

Готовясь к празднику Сагаалгану в 2019 году, хозяйки наготовят различные блюда. Традиционно на стол подают:

  • мясной бульон;
  • сыр разных видов;
  • творог, сметану и другие молочные продукты;
  • пресные пирожки с мясом и др.

Обязательно на стол подают буузы. Так называется мясное блюдо, похожее на манты или пельмени. Лепит буузы все семья перед праздником, хотя сейчас иногда готовят на пару и замороженные изделия.

Важно! Алкоголь на праздничном столе не допустим в любом проявлении. При праздновании Сагаалгана люди пьют арсы – национальный бурятский напиток, приготовленный из кислого творога.

Перед трапезой проводится еще один давний ритуал. Самый младший член семьи подходит к самому старшему человеку и протягивает к нему руки ладонями к верху. Так он проявляет уважение и показывает свою готовность оказать поддержку. Старший член кладет свои ладони сверху, показывая готовность принять предложенную помощь.

Смотрите видео с традициями празднования буддийского Нового года:

Источник: https://2019-god.com/sagaalgan-v-2019-godu/

Буддийский Новый год: Как его отмечают в России?

Цаган Сар – буддийский праздник весны. Традиции празднования цаган сар у калмыков Буддизм и Новый год

Ровно через месяц после начала китайского Нового года, праздник приходит к буддистам. День определяется по лунному календарю и выпадает на первое весеннее новолуние. В 2020-м праздник отмечают 24 февраля.

Как появился праздник?

Праздник появился благодаря внуку Чингисхана Хубилайю, который в XIII веке правил Китаем и Монголией. Во времена его правления люди пользовались китайским астрологическим календарем, где начало года выпадало как раз на конец зимы.

Изначально праздник имел одно название — Цаган Сар, что в переводе с калмыцкого означает «белый месяц». Во времена Древней Монголии праздник отмечался осенью, когда заканчивалась заготовка молочных продуктов на зиму, то есть на начало следующего года.

Хан Хубилай перенес дату Цаган Сара на конец зимы.

Празднование буддийского Нового года в Чите, 2018 год. ТАСС / Евгений Епанчинцев

Когда власть монголов в Китае пала, китайцы перестали отмечать этот праздник, но традиция прочно закрепилась в Монголии и перекочевала в другие смежные этносы.

Буряты называют праздник Сагаалган, калмыки — Цаган Сар, а тувинцы — Шагаа. В России буддийский Новый год в основном празднуют небольшие этнические группы, проживающие на территории республик Хакасия, Бурятия, Тыва, Алтай, а так же в Забайкальском крае и Иркутской области. В этих регионах день буддийского Нового года является выходным.

Традиции буддийского Нового года в разных этносах

За два дня до начала Белого месяца, буряты проводят ритуал очищения «Дугжууба», в ходе которого люди водят по своему телу кусочком теста, а после делают из него небольшого человечка и кидают в огромный костер возле дацана — буддийского храма. Таким образом они оставляют огню свои беды и неудачи, не желая нести их в Сагаалган.

В последний день в году проводится уборка в доме и приглашается Лама — гуру, который проводит обряд очищения «Гутор». Предновогоднюю ночь буддисты проводят на служении в дацанах.

А те, кто не идет на службу, стараются проснуться до рассвета, чтобы получить благословление богини Палдэн Лхамо, она хранит секреты и здоровье ее почитателей. Кто-то вообще не ложится спать и проводит ночь в медитации, чтение молитв и мантр.

В «бутуу удэр» — канун Нового года, советуется воздержать от употребления алкоголя и мясных продуктов.

Проведение ритуала после молебна «Дугжууба» в Новосибирске. ТАСС / Кирилл Кухмарь

У калмыцкого народа похожие предновогодние хлопоты. Они также отправляются на богослужение в храмы и проводят ритуал с кусочком теста. Ночь перед праздником проводится в кругу членов семьи, которые делают подношения к домашнему алтарю, зажигают лампаду и томно перебирают четки.

Тувинцы в канун Шагаа проводят время в своих храмах — «хурээ», а после молитвенных чтений отправляются на священную гору Догээ.

Там они разжигают огромный костер и проводят буддийский обряд «Сан-салыр», во время которого бросают в огонь пищу.

В действии участвуют только мужчины: брошенная еда должна перейти в мир духов в качестве угощений. Тувинцы верят, что в знак благодарности духи будут оберегать их весь год.

Празднование Нового года в Бурятии. ТАСС / Евгений Епанчинцев

После всех ритуалов и подношений, наступает Белый месяц. Со второго дня буддисты начинают ходить по гостям, посещая друзей и родственников. Сначала навещают самых старших близких людей, а молодых — в последнюю очередь.

Праздничное застолье

Праздничное меню буддистов в основном стоит только из пищи белого цвета. На столе преобладают молочные продукты: творог, сметана, молоко и курунга — бурятский кисломолочный продукт, напоминающий кумыс.

Не обходится и без мясных продуктов, буддисты готовят баранину, конину и говядину, а также традиционные мясные пельмени — буузы.

Для того, чтобы согреться после гуляний, на стол подают бульон бухлер, сваренный из мяса на кости с добавлением лука и лаврового листа.

Бурятские буузы. Instagram @combudubuuzy

Калмыки пьют традиционный чай джоба с молоком и пряностями, а закусывают лакомством борцоки. У тувинцев принято угощать сыром быштак и жаренным в масле печеньем боорзак.

Что дарят на буддийский Новый год?

В Белый месяц у буддистов принято ходить по гостям с подарками. Обход начинается с раннего утра. Молодые люди и семьи посещают старших родственников и вместе с пожеланиями, дарят недорогие, но нужные мелочи. Самым первым новогодний подарок получает старший мужчина в семье. 

ТАСС / Владимир Смирнов

До революции хорошим подарком считался нюхательный табак или курительная трубка. А женщинам дарили принадлежности для кухни и ткань. Сейчас принято дарить символ нового года и обычные подарки, которые дарят на праздник во всей России. По первому пришедшему гостю семья определяла течение будущего года. Если в их дверь зашел человек со счастливой судьбой, то и год будет счастливым. 

Источник: https://www.5-tv.ru/news/284561/buddijskij-novyj-god-kak-ego-otmecaut-vrossii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.