Что такое обрядовый фольклор? Русский обрядовый фольклор. Какой фольклор называется обрядовым

Содержание

Обрядовый фольклор

Что такое обрядовый фольклор? Русский обрядовый фольклор. Какой фольклор называется обрядовым
Обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор это произведения устного народного творчества, которые, в отличие от фольклора внеобрядового, являлись органической частью традиционных народных обрядов и в обрядах исполнялись. В жизни народа обряды занимали важное место: они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений.

Обряды имели ритуальномагическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде.

Русские обряды

Пётр Васильевич Киреевский

Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях П.В.Киреевского, Е.В.Барсова, П.В.Шейна, А.И.Соболевского.

Виды обрядов

Обряды принято делить на производственные и семейные. Уже в древности славяне-земледельцы отмечали особыми праздниками зимний и летний солнцеворот и связанные с этим изменения в природе.

Наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, которая была закреплена годовым (календарным) циклом аграрных обрядовых праздников и сопровождающего их обрядовым фольклором.

Сложный симбиоз образовали годовые церковные народные аграрные праздники, что отчасти нашло отображение в обрядовом фольклоре.

В ночь перед Рождеством и под Новый год во время обхода дворов пели обходные песни, имевшие разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях).

В течение всей рождественской недели специальными песнями славили Христа, его рождение изображали в народном кукольном театре — вертепе.Это будет вам интересно:  ЗаговорОбряды на Святки

На Святки (от Рождества до Крещения) были распространены подблюдные гадания с песнями, разыгрывались веселые драматические сценки. Песни, заговоры, причитания, приговоры исполняли и во время других календарных обрядов. Семейные обряды сложились на общей основе с календарными и генетически с ними связаны, однако в центре семейных обрядов был конкретный реальный человек.

Обряды и события жизни

Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшие — рождение, вступление в брак и смерть. Следы древних родильных песенпожеланий сохранились в колыбельных песнях.

Основным жанром похоронного и поминальных обрядов были причитания. Причитания включались в рекрутский обряд и в свадьбу севернорусского типа, где были особенно развиты. Свадебная поэзия отличалась богатством и разнообразием.

На свадьбе исполняли также приговоры, разыгрывали драматические сценки.

В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: по представлениям народа, устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию; но постепенно они начали играть иную роль — церемониальную и эстетическую.

Жанровый состав обрядового фольклора разнообразен: словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические произведения. Особенно важны обрядовые песни—древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Песни исполнялись хором.

Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.Это будет вам интересно:  Пословица

Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди (жених, невеста) или мифологические образы (Коляда, Масленица).

Противоположны величальным корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим.

Игровые и хороводные песни исполнялись во время различных молодежных игр, в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сценки (например: сватов ство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде.

Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

К обрядовому фольклору относятся так же заговоры, заклинания, некоторые былички, поверья, приметы, пословицы, поговорки, загадки, в 20 в. появились обрядовые частушки. В состав обрядового комплекса могли стихийно включаться произведения внеобрядового фольклора.

Народные обряды и обрядовый фольклор получили глубокое и многогранное отображение в русской литературе («Евгений Онегин», 1823-31, А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831-32, Н.В.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «Снегурочка», 1873, А.Н.Островского, «Война и мир», 1863-69, Л.Н.Толстого, лирика С.А.Есенина и др.).

Источник: https://www.litdic.ru/obryadovyj-folklor/

Обряды и обычаи в русском фольклоре

Что такое обрядовый фольклор? Русский обрядовый фольклор. Какой фольклор называется обрядовым

Культура русского народа богата традициями, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому сохранились древние традиции и обычаи. Русский народ в своем большинстве придерживается христианского вероисповедания его православной конфессии, ценности которой отражаются в народном творчестве. Вся жизнь русского народа подчиняется незыблемым традициям и обычаям своего народа.

Русский фольклор – обряды и традиции

Русский фольклор

Русский фольклор

Фольклор – это устное народное творчество, которое складывается их обрядов и обычаев любого народа В народном фольклоре переплетаются религиозные и обыденные, бытовые обычаи и поверья народа.

Русский фольклор

Крещение

Крещение – традиции

Это обязательный в православии обряд, по которому принято крестить, то есть принять в лоно церкви всех новорожденных детей.

При обряде крещения должны кроме родителей присутствовать крестные мать и отец, в обязанность которых входило духовное наставление ребенка по мере его взросления.

Мать ребенка загодя приготавливала крестильную рубашку и нательный крестик, а крестная мать дарила ребенку иконку с изображением святого покровителя. По православному обычаю ребенка при крещении нарекали именем святого, которое было в Святцах в день крещения ребенка.

Обряд Крещения

Подарки на крестины

Приглашенные на крестины гости дарили ребенку памятные подарки, а родители готовили стол с богатым угощением. Мать ребенка хранила крестильную рубашку и бывало, что в этой крестильной рубашке крестили всех последующих в семье детей. Когда ребенку исполняется год крестная мать дарит ему серебряную или золотую ложечку «на зубок», которая хранилась в семье как семейная реликвия. 

Крестины ребенка
Совет

Если вы крещенный, то по всем вопросам по соблюдению обычаев и традиций обратитесь к своему духовнику.

Как соблюдать бытовые обрядовые традиции?

Современные молодые люди ищут и находят истоки народных обычаев и традиций. Даже люди, далекие от знания обычаев, при праздновании календарных или бытовых праздников, стараются соблюсти обрядовые традиции. Просто обратитесь к первоисточникам.

Быт на Руси

Русская свадьба

Традиции русской свадьбы

Свадебные гулянья обычно происходили между постами, в основном осенью после окончания страды в полях или зимой в так называемый «свадебник» – время от Рождества до Масленицы.

После того, как уже определилась пара из будущего жениха и невесты, по традиции проводился Сговор, на котором родители жениха и невесты оговаривали все условия для заключения брачного союза. Родители сговаривались, что они дадут молодым для обзаведения собственного хозяйства, где молодые будут жить. Обряд бракосочетания происходил только через венчание в церкви.

Венчаться могли только крещеные и только одного вероисповедания. Если кто-то из будущих супругов исповедовал другую веру, то непременным условием был переход и крещение его в православие. 

Русская свадьба
!!!Важно!!!

Будущие супруги перед алтарем дают клятву самому Господу Богу, поэтому развод венчанных пар был практически невозможен.

Перед венчанием

Перед венчанием жених и невеста должны были поститься 7 дней, а в день венчания совершить таинство причащения. В венчальном обряде использовались иконы Спасителя и Богородицы Родители молодых для венчания должны были подготовить свечи, рушник и венчальные кольца. На венчании присутствовали со стороны жениха шафер, а со стороны невесты ее подружки. 

Причащение перед венчанием

После венчания

После венчания на пороге дома, уже молодых, родители встречали хлебом-солью и зорко следили кто из молодых отломит больший кусок от каравая. Считается, что тот, кто отломит больший кусок, будет главенствовать в семье.

Встречают с хлебом и солью

Гуляние

Для приглашенных гостей готовится щедрое угощение, а гостей перед тем, как усадить за стол вели показывать приданное невесты, что являлось гордостью и символом богатой невесты. Чем больше белья, посуды в приданном, тем богаче считается невеста и тем благосклоннее принимается невестка в семью мужа. Гуляние на русских свадьбах может продолжаться от трех дней до недели. 

Гуляния

Обычаи и обряды в русском фольклоре

Знание и следование национальным обычаям дают русскому человеку ощущение причастности к своим корням, что очень ценится в традиционной русской культуре.

Особо чтимые русские фольклорные традиции ярче всего проявляются в праздничные дни: Масленицу, Пасху, Рождество, Святки, день Ивана Ку палы – это особо чтимые праздники, которые относятся к календарным праздникам.

Крещение, свадьба и похороны относятся к бытовым обрядовым традициям. 

Обычаи и обряды русского фольклора
Вывод:

Церковь наиболее прочно и традиционно соблюдает все обычаи и традиции, присущие православной конфессии. Современные молодые люди ищут и находят истоки народных обычаев и традиций. Даже люди, далекие от знания обычаев, при праздновании календарных или бытовых праздников, стараются соблюсти обрядовые традиции.

История русского фольклора

Источник: http://www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/obryadyi-i-obyichai-v-russkom-folklore

Что такое обрядовый фольклор? Русский обрядовый фольклор

Что такое обрядовый фольклор? Русский обрядовый фольклор. Какой фольклор называется обрядовым

Что такое обрядовый фольклор? Прежде всего, это народное творчество, коллективное или индивидуальное, устное, реже письменное. Фольклорный стиль общения между людьми обычно не предполагал эмоций.

В нем высказывались мысли и желания, связанные с определенными событиями и приуроченные к ним. Поэтому обряды в основном состоят из песен, причитаний, семейных рассказов, колыбельных распевок, свадебных похвал.

Отдельной категорией считаются окказиональные заговоры, заклинания и заклички, считалки и наговоры.

Что такое обрядовый фольклор в более широком понимании

Это произведения искусства малой формы, связанные с традициями, обычаями, религиозными и этнографическими жанрами. Следует отметить, что во всех случаях обряды носят признаки народного характера. Современность при этом как бы размывается. Старинные традиции с обычаями лучше всего укладываются в прошедшее время.

Спектр фольклорных обрядов достаточно широк. Это деревенская хореография, хоровое пение на природе, во время полевых работ, сенокоса или выпаса скота. Поскольку традиционные обычаи присутствовали в жизни простых людей постоянно, обрядовый фольклор русского народа был и остается неотъемлемой частью их существования.

Появление обычаев всегда связано с долговременными обстоятельствами. Непрекращающаяся засуха, угрожающая урожаю, может стать поводом для обращения людей к богу с просьбой о помощи. Любые природные явления, опасные для человека, также заставляют его искать выход из создавшейся ситуации.

И чаще всего это молитвы и просьбы, свечи и записочки в церквях.

Многие обряды и обрядовый фольклор в целом имеют ритуально-магическое значение. Они лежат в основе поведенческих норм в обществе, а иногда даже приобретают черты национального характера. Этот факт свидетельствует о глубине фольклорных ценностей, а значит, ценностей непреходящих.

Фольклорные обряды делятся на трудовые, праздничные, семейные и приворотные. Русские тесно переплетаются с фольклором других славянских народностей. И кроме того, они зачастую связаны типологически с населением некоторых стран, расположенных на другом конце света. Взаимосвязь различных на первый взгляд культур часто обусловлена исторически сложившейся аналогией.

Праздник Ивана Купала

Обрядовый народный фольклор в России всегда был самодостаточным и не нуждался в подпитке извне. Самобытность русских традиций и обычаев не только переходила из поколения в поколение, но и прирастала новыми обрядами, зачастую экзотическими.

Наиболее заметным фольклорным обрядом является праздник Ивана Купала. Этот обряд имеет языческие корни. В ночь на Ивана Купала разжигались высокие костры, и каждый из присутствующих должен был перепрыгнуть через огонь.

Не всегда это удавалось, существовала опасность упасть и обжечься.

Ночью на Ивана Купала принято было совершать ритуальные бесчинства, красть домашний скот у соседей, разорять ульи, топтать огороды и накрепко подпирать двери в избах палками, чтобы жильцы не могли выйти. До сих пор неясны мотивы всех этих поступков. На следующий день бесчинствующие односельчане вновь становились уравновешенными гражданами.

Песенный обряд

Значительное место в русском обрядовом фольклоре занимает поэзия, которую условно можно разделить на песенную (заклинания, корильные, величальные песни) и магическую (привороты, приговоры, причитания).

Песни-заклинания обращали к природе, просили благополучия в хозяйстве и семейных делах. Величальные пели в праздничные дни, на Масленице, коляде и других торжествах. Корильные песнопения носили насмешливый характер.

Обряды и календарь

Наряду с прочими, на Руси существовал обрядовый фольклор календарного типа, который имел прямое отношение к сельхозяйственным работам в самом широком смысле. Календарно-обрядовые песни – это древнейшее народное творчество, исторически сложившееся за долгие годы крестьянского труда в поле и на сенокосе.

Сельскохозяйственный календарь, распорядок полевых работ по временам года – это своеобразная программа песенного жанра. Мелодии все народные, рождавшиеся за плугом, бороной и на прополке.

Слова простые, но в этой песенной поэзии заключалась вся гамма людских переживаний, надежда на удачу, тревожные ожидания, неуверенность, сменяющаяся ликованием. Ничто так не объединяет людей, как единая для всех цель, будь то уборка урожая или хоровое пение.

Общественные ценности неизбежно принимают какую-либо форму. В данном случае это фольклор и с ним русские обряды, традиции и обычаи.

Фольклор по временам года

Песни весеннего обрядового репертуара звучали весело. Они похожи на прибаутки, бесшабашные и дерзкие.

Напевы летних месяцев казались более глубокими, их пели с чувством выполненного долга, но как бы с затаённым ожиданием чуда – хорошего урожая.

Осенью, уборочной порой, обрядовые песни звенели, подобно натянутой струне. Люди не расслаблялись ни на минуту, иначе не успеешь все собрать до дождей.

Повод для веселья

А уж когда закрома были полны, тут-то и начиналось народное веселье, частушки, хороводы, пляски и свадьбы. Обрядовый фольклор календарной фазы напряженного труда плавно переходил в гулянья и вольную жизнь с застольями.

Молодежь присматривалась друг к другу, заводились новые знакомства. И здесь традиционные обычаи не забывались, обрядовый фольклор русского народа “вставал во весь рост”. В избах начинались гаданья на суженых-ряженых, девки часами жгли свечи и раскачивали колечки на тонких нитях.

Черевички и валенки кидались через плечо, шепоток слышался в горнице.

Рождественские колядки

Что такое обрядовый фольклор с точки зрения религии? Праздник Рождества Христова считается на Руси одним из самых традиционных. Он следует сразу за Новым годом. Принято считать, что как этот праздник проведешь, таким и весь год будет. Рождество иные считают за начало нового года.

Это главное русское религиозное событие. 6 января, в канун Рождества, начиналось колядование. Это праздничные обходы домов и квартир с песнями и мешочками, полными зерна. Колядовать идут обычно дети.

Каждому хочется получить от хозяев дома пирожок или горсть конфет в ответ на поздравления с праздником.

Самый старший в процессии колядующих обычно несет на шесте “Звезду Вифлеема”, которая появилась на небе, когда родился Иисус Христос. Хозяева, к которым пришли с колядками, не должны скупиться на подарки детям, иначе им придется выслушивать шуточные упреки детворы.

ночь в году

Через несколько дней после Рождества наступал Новый год (сегодня мы называем его Старым Новым годом), который тоже сопровождался фольклорными обрядами.

Люди желали друг другу счастья, долгих лет жизни и всяческих успехов в делах. Поздравления преподносились в виде коротких колядок.

Народным обрядом были также “подблюдные” песни, сопровождавшие гадания после полуночи. Вот что такое обрядовый фольклор в новогоднюю ночь!

А когда зима на исходе, наступает время ее проводов – и народ выходит на улицы встречать Масленицу. Это время веселых фольклорных обрядов зимних с катаньем на тройках, с гонками на скрипучих санях, с играми на коньках с клюшками.

Веселье продолжается дотемна, а поздним вечером вся семья усаживается у печи и вспоминает прошедший праздник. Во время таких посиделок исполняли песни, пели частушки, играли в игры. Это тоже обрядовый семейный фольклор русского народа.

В него входят и семейные рассказы, и свадебные песни, и колыбельные, и причитания, и многое другое.

Источник: https://FB.ru/article/154459/chto-takoe-obryadovyiy-folklor-russkiy-obryadovyiy-folklor

Особенности русского фольклора: сохраним историю своего народа

Что такое обрядовый фольклор? Русский обрядовый фольклор. Какой фольклор называется обрядовым

В последние десятилетия всё больше людей стремятся узнать историю своего народа. Приобщиться к культуре и её традициям. Узнать, что такое фольклор, как он зарождался. Творческая деятельность народа, отражающая его жизнь практически потерянна и забыта.

Сегодня поговорим о музыкальном фольклоре и как попытаться сохранить его частичку. В конце статьи вы найдете интересный фильм о самобытности русского народа.

статьи:

  • Что такое фольклор.
  • Обряды и фольклорное пение.
  • Особенности русского фольклора.
  • Детский музыкальный фольклор.
  • Фольклорное пение в родах.

Что такое фольклор

В переводе, на русский язык, фольклор означает народная мудрость, знание. С его помощью передавались вековые традиции каждого народа. Частички его истории. Мы наблюдаем проявления народного творчества в живописи, литературе и, особенно, в музыке.

Обряды и фольклорное пение

На Руси существовало множество обрядов для каждого жизненного этапа, в их числе и языческие, сохранившиеся в наше время. К примеру, масленичный обряд.

Народные гулянья сопровождались песнями, весёлыми плясками и красочными костюмами. Масленица считалась самым весёлым языческим праздником, но так было не всегда. В старину Масленица была праздником поминания усопших.

Обряд сжигания Масленицы олицетворял её похороны. Блины это поминальное угощение.

Русский народ склонен больше к веселью, нежели, к печали и со временем Масленица приобрела статус весёлого, шумного праздника. Песни и пляски, ряженных в красочные костюмы людей, стали неотъемлемой частью веселья. Масленица один из не многих, дошедших до нас языческих праздников, где мы наблюдаем обряды и традиции наших предков.

Благодаря людям, изучающим и хранящим наследие нашего народа, у нас есть возможность услышать фольклорное пение в сопровождении старинных русских музыкальных инструментов. Таких, как трещотки, балалайки, деревянные ложки, кугиклы (предшественник флейты пана), рожки, гусли и множество других инструментов, о существовании которых мы даже не знаем.

Один из обрядов, утративших свою самобытность — это свадебный обряд. Подготовка к свадьбе, пожалуй, самое прекрасное время для невесты, если, конечно, под венец она шла добровольно. Перед свадьбой обычно происходило символическое соединение жениха и невесты так называемый обряд сводов. Обряд сопровождался определёнными песнями и плясками в доме невесты.

Также невеста совершала обряд прощания с родным домом. Происходило это на девичнике. Во время девичника девушке полагалось плакать и причитать, прощаясь с девичьей волей. С потерей свадебного обряда, утратилась и частичка русского фольклора. Возможно, где-то в глубинах нашей необъятной страны все ещё используют его элементы или обряд целиком.

 Для того, что бы прочувствовать глубину русского фольклора. Предлагаем к просмотру замечательный этнографический фильм “Тимоня” 1969г. в конце статьи.

Особенности русского фольклора

Русский фольклор, зародившийся на Руси до её крещения, служил средством передачи знаний, копившихся поколениями. Эти знания сохранялись и передавались посредством частушек, песен, сказок, былин и обрядов.

С помощью песен легче было запомнить слова. В этом помогала ритмика пения. Сказки и былины отличались своим разнообразием, описывая жизнь русского народа, с его историей, бытом и трудом. Совместное хоровое пение сплачивало и объединяло народ в их радости или горести.

С приходом христианства в русском фольклоре произошли изменения. Церковное пение несколько отличалось от фольклора не только на Руси, но и в Европе.

Христианская церковь весьма негативно относилась как к народному пению, так и к пляскам.

Потешные, веселящие народные гулянья с театральными действиями и музыкальным сопровождением в древних ведических обрядах совершенно отличались от церковных праздников.

Считалось, что это проявление греховности, привлечение дьявола. Такая оценка музыкального фольклора зафиксирована в летописных источниках и в канонических церковных постановлениях. Вероятно, это послужило причиной частичной потери русского музыкального фольклора.

Детский музыкальный фольклор

О пользе и положительном влиянии музыки на развитие детей можно говорить бесконечно. Музыкальное народное творчество в их жизни играет большую роль. Мы рассмотрим некоторые особенности детского фольклора.

Купите наши авторские песни, минусы, ноты в разделе Магазин.

Знакомство детей с историей и традициями народа начинается с колыбельных песен, где текст не имеет особого значения.

Лишь нисходящие, протяжные ноты, с паузами тишины и слышным дыханием поющего помогают ребёнку успокоиться и сладко заснуть. Забавную историю рассказал однажды знакомый.

У его мамы нет особого слуха и поёт она, мягко говоря, не очень. Однако дети прекрасно засыпают под её пение.

Почему детские колыбельные песни имеют такое влияние? Ответ очевиден и напрашивается сам собой. Ряд обрядовых песен действуют, как успокоительное, вводя нас в состояние безмятежности и покоя. К ним относятся и детские колыбельные песни. Монотонное пение и вибрация звука успокаивает, заставляет затаить дыхание и погружает в сон. Песни работают независимо от того хотим мы этого или нет.

Предлагаем вам послушать колыбельные песни сочиненные автором нашего сайта Светланой Алёшиной. Эти колыбельные не строго соответствуют канонам фольклорного пения, но помогут вам разнообразить ваш репертуар. Их можно петь вместе с вашими детьми, играя с куклами и животными перед сном, укладывая их спать, подготавливая ваших малышей ко сну.

Колыбельная

запись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Спи, малышка

запись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Фольклор и детское творчество.

Следующий этап знакомства детей с историей своего народа это посещение кружков с соответствующей тематикой, Детям предоставляется прекрасная возможность изучить особенности русского фольклора, познакомиться с традициями и обрядами того времени практически с нулевого возраста. В последнее время всё больше становиться популярным детский кружок фольклора.

Детский музыкальный фольклор — это не только пение и танцы, но ещё и игра на музыкальных инструментах. Дети обучаются игре на балалайке, деревянных ложках и, даже на гуслях. Детям устраивают праздники с их участием. На праздник шьются соответствующие русские народные обрядовые костюмы, разучиваются песни, игры, потешки и танцы.

Фольклорное пение в родах

Особое внимание, в древней Руси, уделялось пению во время родов. Повитуха, при рождении малыша, играла большую роль. Её главной задачей в этом процессе было сохранить здоровье роженицы и младенца.

Для благополучного завершения, будущей маме полагалось расслабиться и погрузиться в процесс без лишних страхов и зажимов. Дабы не мешать природе сделать своё дело. Сложно расслабиться, когда мы чувствуем боль, но одно влечёт за собой другое.

Повитухи учили рожениц работать с голосом и пели вместе с ними. Считалось, что пение в родах благотворно влияет на процесс и служит неким обезболивающим средством. При извлечении вокальных звуков «О» и «А», рот принимает округлую форму, расслабляется горло, укорачивается и облегчается период схваток.

Так как все кольцевые мышцы (сфинктеры) в организме связанны, расслабление одного влечёт за собой расслабление всех остальных. Фольклорное пение в родах существенно расслабляет все тело целиком.

Положительное влияние вибраций нашего голоса на оздоровление каждого органа раньше было лишь предположением. Однако, сегодня уже доказано, что голос является терапевтическим средством. Голосовые вибрации распространяются по костям скелета. Кости скелета, в свою очередь, являются идеальными проводниками звуков. Такой метод называется психофонией.

Наши предки обладали колоссальными знаниями и наша задача не растерять их, а попытаться сохранить и по возможности возродить забытое.

Давайте сохраним историю и традиции своего народа! Наши дети скажут нам за это, спасибо.

Как и обещали размещаем видео о русском фольклоре.

Источник: http://melodiyadushi.ru/osobennosti-russkogo-folklora/

Обрядовые песни

Что такое обрядовый фольклор? Русский обрядовый фольклор. Какой фольклор называется обрядовым
Skip to content

Обрядовые песни (колядки, щедривки, веснянки, гаевки, русальные, купальские, свадебные, колыбельные, семейно-бытовые, плачи, баллады, тембры, оклички, перекликание, погребальные, петривчаные, засевальные, жатвенные, обжиночные, казацкие, бурлацкие, чумацкие, рекрутские, шутливые, срамные и др.) – огромный пласт славянского фольклора, который позволяет сегодня познавать мировоззрение древних славян тех времен, когда они почитали природу в персонах Великих Богов: Перуна, Даждьбога, Лады, Ярила и других; поклонялись величию Солнца, силе Огня, загадочности Месяца, животворности Воды, красоте и волшебству Весны – всей Природе. Обрядовые песни в древности были своего рода заклинаниями, чарами, магическими заговорами. Они связаны со сменой природного цикла, который руководил языческими верованиями, исполнялись, чтобы задобрить силы природы, предков, призвать желаемое: плодородие, победу, дождь, весну, солнце и т. п.

С приходом христианства многие песни перешли на христианские праздники, подстроились под них, под святых, которые заменили древних богов. Так, песни, которые прославляли Рождество солнца, заимствованы на Рождество Христово, Крещение; песни в честь весны, пробуждение природы – на Христово Воскресение; купальские – на праздник Иоанна Крестителя и т. п.

Много примет древности в песнях, которые не были связаны с природным циклом, – погребальных, колыбельных. В некоторых свадебных упоминается мотив умыкания невесты, что когда-то было в обычаях славян.

Обрядовые песни — это песни, которые исполнялись во время самых разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Солнечный хлеборобский год славянина имел достаточное количество рабочих дней, но и немало праздников, которые создавали годовой круг праздников в честь солнца и других сил природы. Праздники имели определенные ритуалы и обряды, в коих большое значение имели магические движения и песнопение.

Веснянки – особенные ритуальные песни, которые пели девушки с началом весны, собственно, зазывание весны сопровождалось песнями, хороводами и разными магическими действиями.

Веснянки сформировались в глубине веков, как многосюжетное обрядовое действо, посвященное богу весны Яриле, с неповторными хороводами, песнями, играми. Весенними песнями закликали весну. Таких песен сохранилось в народе очень много.

К веснянкам девушки одевались в белые вышитые сорочки, плели венки, а так же украшали себя колтами, серьгями и славянскими оберегами. С песнями они брались за руки и ходили хороводом в ритм песне. В древнюю языческую пору хороводы были у всех народов, но сохранились они в народном искусстве лишь у славян.

Колядки обрядовые – песни языческих праздников зимнего поворота солнца на лето. Колядки поют от 7 до 19 января по новому календарю (от 25 декабря до 7 января по старому календарю), от Рождества до Крещения.

В языческих колядках персонажами есть первичные силы творения мира и духи предков, которые влияют на жизнь людей. В христианизированных колядках языческие персонажи оставались как декорация, а главную роль играют персонажи христианские.

В колядках этого типа уже имеем не Рождение Нового Солнышка, а Рождество Христово; действие происходит в условиях украинского быта в более поздние времена.

Христианские колядки близки к церковным гимнам, их мало исполняют; народ перенимает лишь те, которые имеют народную мелодию, а текст переделывает, придавая ему черты народной поэзии.

Щедривки – короткие обрядовые песни и стихи, величальные новогодние поздравления. Вместе с колядками щедривки являются составной частью Рождественских праздников. Они почти не затронуты христианством, языческий элемент занимает в них главное место. Суть щедривок – пожелание и пророчество добра в году грядущем.

Песня «Гамаюн, птица Вещая»

Ты лети, Гамаюн, птица Вещая, Через море раздольное, через горы высокие,

Через тёмный лес, через чисто да поле!

Ты пропой, Гамаюн, птица Вещая, На белой зоре, на крутой горе,

На ракитовом кусточке, на малиновом пруточке!

Расскажи, Гамаюн, птица Вещая, Нам про Велеса – Бога Мудрого,

Расскажи-пропой песнь заветную,

Ках ходил-бродил Он по бережкам, По пустым местам, по глухим лесам,

Встречал на заре Красно Солнышко!

Расскажи, Гамаюн, птица Вещая, Как пылал костёр посреди зимы,

Как бросал в Огонь травы ярые,

Кипятил ключом зелье жгучее, Как текла Сурья да в багрян закат,

Как вставал рассвет в чистом полюшке!..

Песня «Заклички Коляды»

Овсень – Коляда! Приходи-ка ты сюда, Подавай пиво-медок, Мы пойдем на Мосток В позвонцы стучать – Овсеня встречать! Овсень едет на Свинье К самому Коляде!

Гой!

Песня «Гой, Колядо!..»

Мы ходили, мы искали Коляду Святого1 – Гой, Колядо! Гой, Колядо! По Земле, по Небеси; по Словени, по Руси – Гой, Колядо! Гой, Колядо! По полям да по лесам, по горам да по долам – Гой, Колядо! Гой, Колядо! Мы нашли, нашли его в Светлом Ирие самом – Гой, Колядо! Гой, Колядо!

Слава!

Пенся «Коза» (Колядная песнь-скоморошина)

Ряженые колядовщики ведут «козу», поют, разыгрывая в лицах каждое действо:

Мы не сами йдём – да мы козу ведём! А наша коза – да недавно с Москвы! Недавно с Москвы – да с длинными косьмы! С длинными косьмы – да с козенятами! Го-го-го, коза, го-го, серая! Не ходи, коза, у того сельца! У того сельца – четыре стрельца! Собираются, снаряжаются! Хотят козу бить, серу погубить! Стрельнули козе в правое ушко! С правого ушка потекла юшка! Тут коза пала, сера пропала! …………………………………. Ну-ка, мехонос, дуй козе под хвост! Ну-ка, Асила, дуй козе в рыла!

Мехонос, обращаясь к народу и подставляя для отдарков свой мешок, речёт:

— Дайте кусок сала, Чтоб наша коза встала!

После того, как все отдарки собраны, «коза» оживает, а колядовщики поют, благословляя народ:

Тут коза встала, серая пошла! Где коза ходит – там жито родит! Где коза ногой – там жито копой! Где коза хвостом – там жито кустом! Где коза рогом – там жито стогом!

Гой!

Песня «Ходя-Походя» (Колядная)

Ходя-походя Месяц по Небу – Святый вечор добрым людям! Клича-поклича Зорю за собой – Святый вечор добрым людям! Пойдём, Зоренька, пойдём, Ясная – Святый вечор добрым людям! Пойдём, Зоренька, богача шукать – Святый вечор добрым людям! Нашли богача Волотку Власыча – Святый вечор добрым людям! Волотко Власыч за столом сидит – Святый вечор добрым людям! За столом сидит, три ковша держит – Святый вечор добрым людям! Все три полные, все три ровные – Святый вечор добрым людям! Все налитые, все золотые – Святый вечор добрым людям! Во первом ковше зелено вино – Святый вечор добрым людям! Во другом ковше пшанично пиво – Святый вечор добрым людям! Во третьем ковше то сладок медок – Святый вечор добрым людям! Зелено вино самого его – Святый вечор добрым людям! Пшанично пиво то жене его – Святый вечор добрым людям! Саладок медок тот детям его – Святый вечор добрым людям!

Гой!

Песня «Уродился Коляда»

Уродился Коляда прежде Нового Года – Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье! За горой крутою, за рекой быстрою – Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье! Стоят леса дремучие, горят Огни горючие – Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье! Вокруг Огня люди стоят, люди стоят колядуют – Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье! Здравствуй, Боже Коляда, во святые вечера – Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!

Гой!

Песня «Пошёл Коляда»

Пошёл Коляда с конца улицы в конец – Да и святый вечор, да и доброй вечор! За гору крутую, за реку быструю – Да и святый вечор, да и доброй вечор! За той за рекой стоит Дуб высокой – Да и святый вечор, да и доброй вечор! Перед ним Огонь горит, на Дубу Орёл сидит – Да и святый вечор, да и доброй вечор! А где ты бывал, где ты лётывал? – Да и святый вечор, да и доброй вечор! А на Небо летал, белы перья ронял – Да и святый вечор, да и доброй вечор! Белы перья ронял, у Сварога ночевал! – Да и святый вечор, да и доброй вечор! А Коляда шёл, белы перья нашёл – Да и святый вечор, да и доброй вечор! Кому бело перо, а всем людям добро – Да и святый вечор, да и доброй вечор!

Гой!

Песня «А мы масленку дожидали»

А мы Масленку дожидали, Сыр да маслице доставали, Сыром горушку набивали, Маслом горушку поливали; Наша горушка все катлива, Наша Масленка все гуллива! Уж ты Масленка Годовая, Наша гостьюшка дорогая! Она пешая да не ходит, Всё на кониках разъезжает; У ей кони-то – вороные,

У ей слуги-то – молодые!

Песня «А мы масленку прокатили»

А мы Масленицу прокатали, Сыра с маслицем подъедали; На горушечку выходили, Сыра с масельцем выносили, Да и в ямочку закопали: Ляжи, маслицо, да на летье, Дай до следуего, дай до слетье! А на лето тебя раскопаем,

Да и снова тебя раскатаем!

Песня «Веснянка»

Весна-Красна да по Заречью шла, О-ой ли, ой, люли, да по Заречью шла! Да по Заречью шла, что ж ты нам несла, О-ой ли, ой, люли, что ж ты нам несла? А я вам несла ой да три вестушки, О-ой ли, ой, люли, да три вестушки: Первая вестушка – Ясно Солнышко, О-ой ли, ой, люли, Ясно Солнышко; Другая ввестушка – тёпло летечко, О-ой ли, ой, люли, тёпло летечко; Третья вестушка – соловей поёт,

О-ой ли, ой, люли, да с перепёлкою!

Песня «Купала»

Жарким пламенем костры – Ой, Купала, ой, Купала! Силой Солнца зажжены – Ой, Купала, ой, Купала! Ходим, водим хоровод – Ой, Купала, ой, Купала! С песнями по Солнцу ход – Ой, Купала, ой, Купала! Вскинул голову Козёл – Ой, Купала, ой, Купала! Каждый рог длинён-востёр – Ой, Купала, ой, Купала! Его кудри мягче льна – Ой, Купала, ой, Купала! И в колосьях борода – Ой, Купала, ой, Купала! По полям туман плывёт – Ой, Купала, ой, Купала! По Земле Козел идёт – Ой, Купала, ой, Купала! Слава Матушке-Земле – Ой, Купала, ой, Купала! Слава Козьей Бороде – Ой, Купала, ой, Купала!

Слава!

Песня «Как в ночь да на Купалу»

Как в ночь да на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Входят в силу дивьи травы, Ой, люли, дивьи травы, Ой, люли, дивьи травы; Как в ночь да на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Расцветает цветок алый, Ой, люли, цветок алый,

Ой, люли, цветок алый –

Жаркий алый чудо-цвет,
Жаркий алый чудо-цвет!

Как в ночь да на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Стерегут лес навки-мары, Ой, люли, навки-мары, Ой, люли, навки-мары; Как в ночь да на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Цвет горит огнём кровавым, Ой, люли, да кровавым,

Ой, люли, да кровавым –

Хмарь лесную гонит прочь,
Ярый, жжёт-кровянит ночь!

Как в ночь да на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Млада по лесу гуляла, Ой, люли, да гуляла, Ой, люли, да гуляла; Как в ночь да на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Травы в короб собирала, Ой, люли, собирала,

Ой, люли, собирала –

Травы ярые сильны
Силой Солнца и Земли!

Как в ночь да на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Русу косу расплетала, Ой, люли, расплетала, Ой, люли, расплетала; Как в ночь да на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Добра молодца кликала, Ой, люли, да кликала,

Ой, люли, да кликала –

Матушка быстра-река,
Ты найди мне жениха!

Как в ночь да на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Входят в силу дивьи травы, Ой, люли, дивьи травы, Ой, люли, дивьи травы; Как в ночь да на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Ой, люли, на Купалу, Расцветает цветок алый, Ой, люли, цветок алый,

Ой, люли, цветок алый –

Слава!

Песня «Уж как ночь коротка»

Уж как ночь коротка, Уж как ночь коротка – На Купа-алу, На Купа-алу! Как целебна роса, Как целебна роса – На Купа-алу, На Купа-алу! Собирался народ, Собирался народ – На Купа-алу, На Купа-алу! Заводил хоровод, Заводил хоровод – На Купа-алу, На Купа-алу! Хоровод посолонь, Хоровод посолонь – На Купа-алу, На Купа-алу! Разгорался Огонь, Разгорался Огонь – На Купа-алу, На Купа-алу! Распускался цветок, Распускался цветок – На Купа-алу, На Купа-алу! Озарялся Восток, Озарялся Восток – На Купа-алу, На Купа-алу!

Слава!

Песня «Одолень Трава»

Ой, Купальница, ой, печальница, Замкни марево, выкуй зарево,

Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница, У русальих вод – навий хоровод,

Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница, Серебро в горсти, позабудь-прости,

Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница, Времечко-года – что твоя вода,

Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница, Зазвенит волной в камышах прибой,

Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница, Что было – прошло, сквозь песок ушло,

Одолень-трава!..

Песня «Купаленка»

Купаленка, Купаленка, тёмная ночка, купаленка! Тёмная ночка, тёмная ночка, где твоя дочка, тёмная ночка? Моя дочка, моя дочка – во садочке, моя дочка Во садочке, во садочке – рвёт цветочки, рвёт цветочки; Рвёт цветочки, рвёт цветочки – вьёт веночки, вьёт веночки: Первый венок, первый венок – матке с батькой первый венок; Другой венок, другой венок – брату с сестрой другой венок; Третий венок, третий венок – другу на головку третий венок! Носи, мой друг, носи, мой друг – не сбрасывай, носи, мой друг; Люби меня, люби меня – не сказывай, люби меня! Сами люди, сами люди – догадаются сами люди Про нас с тобой, про нас с тобой – наговорются про нас с тобой! Тебя любил, тебя любил – счастливым был, тебя любил;

От тебя отстал, от тебя отстал – несчастным стал, несчастным стал!..

Источник: https://veles.site/news/obryadovye-pesni

Урок 2: Календарно-обрядовый фольклор

Что такое обрядовый фольклор? Русский обрядовый фольклор. Какой фольклор называется обрядовым

План урока:

Фольклор в литературе

Календарно-обрядовый фольклор

Жанровые разновидности календарно-обрядового фольклора

Фольклор в литературе

С английского «folk» обозначает «народ», а «lora» – мудрость, то есть «мудрость народа».

Фольклор – это УНТ (устное народное творчество), отражающее весь богатый опыт старшего поколения.

У фольклора есть ряд отличительных особенностей:

  1. Устное творчество. Фольклор появился задолго до письменности. Сказки, предания, былички передавались из уст в уста;
  2. Отсутствие автора (анонимность). Так как произведения фольклора не записывались, а пересказывались друг другу, то невозможно назвать человека, который их придумал;
  3. Коллективное творчество. Каждый человек добавлял в произведение что-то свое;
  4. Вариативность. У одной и той же истории несколько вариантов развития сюжета;
  5. Синкритизм фольклора. В фольклорном произведении сочетаются разные виды жанров, искусств. Например, девушки пели песни и водили хоровод (песня + танец).

Фольклор – очень важный этап в истории развития литературы. Он послужил основой для возникновения письменной литературы. Более того, благодаря устному народному творчеству мы знаем историю своей Родины, мировоззрение своих прадедов и даже отголоски славянской религии прослеживаются в этом многообразномколлективном творчестве.

Разновидности жанров фольклора

Всё богатство фольклорных жанров можно разделить на несколько групп:

  1. Трудовые песни. Эти произведения исполнялись крестьянами, когда те работали в поле, либо крестьянки напевали их, выполняя работу по дому;
  2. Свадебный фольклор. Молодые люди вступали во взрослую жизнь. Их надо было подготовить к этому важному моменту. Родные делали все для того, чтобы жизнь новой семьи складывалась благополучно;

Особое внимание уделялось невесте. Девушка покидала отчий дом и переходила в чужую семью.

  1. Похоронные причитания. Переход человека в иной мир сопровождался особыми обрядовыми действиями и причитаниями;
  2. Необрядовый фольклор. К нему относятся малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы). Вся мудрость народа заключается в этих небольших жанрах УНТ;
  3. Устная проза. Люди рассказывали необычные истории (бывалщины и былички), которые часто носили мистический, а иной раз и фантастический характер;
  4. Детский фольклор. Пестушками, потешки, прибаутки, колыбельные песни – все это предназначалось для того, чтобы развлечь и успокоить ребенка;
  5. Героический эпос. Стихи, песни (военные, духовные, героические), легенды, повествующие о жизни, подвигах богатырей и великих людей;
  6. Художественное творчество. Сказки, романсы, частушки и многие похожие жанры фольклора. В них люди выражали свое творчества;
  7. Фольклорный театр;
  8. Календарно-обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовый фольклор

Устное народное творчество являлось важнейшей частью быта. Фольклор сопровождал все важнейшие стороны крестьянской жизни: полевую работу, свадьбы, троица, колядки, крестины.

Люди считали, что если все обрядовые песни и действия не будут исполнены, то в доме можно не ждать счастья, урожай не созреет, а в семье согласия не будет. Поэтому точное исполнение обряда – дело для народа очень серьезное.

Обряд – определенная последовательность традиционных действий, которыми передается мировоззрение и обычаи.

Календарно-обрядовые песни получили свое названия из-за связи с распорядком полевых работ по годовому циклу.

Жанровые разновидности календарно-обрядового фольклора

Календарно-обрядовые песни, относительно их жанровой разновидности, объединяются в несколько групп:

  • рождественские песни (Рождество,Колядки, Святки);
  • песни, исполняемые на Масленицу;
  • песни, исполняемые весной (Весняник);
  • песни, исполняемые летом (день Ивана Купала, Троица);
  • жнивные песни (уборка урожая).

А теперь давайте немного подробнее поговорим про каждую группу календарно-фольклорных песен.

Рождественские песни

Рождественские праздники являлись значимыми днями для многих людей. Они продолжались с 24.12 по 6.01. Это время зимнего солнцестояния, которое разделяло календарные циклы между собой.

(Источник)

В сочельник (24.12) крестьяне приходили к соседям в гости и исполняли своеобразные песни-заклинания. Их называли колядками. Колядующие пели хозяевам домов песни, в которых были пожелания им здоровья, благополучия, счастья, добра и богатства. Колядки имели «заклинательный», магический характер.

Можно заметить, что эти песни простые. В них колядующие обращаются к хозяевам дома и желают им всяческих благ. А вот концовка колядок отличается. Иногда в финале присутствует просьба о вкусном гостинце, а иногда угроза.

В ответ добродушные хозяева одаривали своих гостей своим «богатством»: калачами, кренделями, конфетами и другими вкусностями. Радостное настроение всеобщей щедрости царило на протяжении всех святочных дней. Так начинался новый календарный цикл и заряжал народ радостью и добрым отношением к ближнему.

Масленичные песни

После Рождества наступала Масленица. Это был очень веселый и радостный праздник, но он играл важную роль в жизни русского народа. Обрядовые песни, исполняемые на Масленицу, помогали солнышку продвинуться по кругу. Тем самым люди прогоняли зиму и весело встречали весну.

 (Источник)

Солнце и огонь – являлись главными символами этого праздника. И его символичные изображения входили во все атрибуты этого шумного праздника! Все обрядовые действия совершались с одной целью – поскорее прогнать зиму и встретить красавицу-весну. Вот ключевые обряды, совершаемые на Масленицу:

  1. На Масленицу по селу крестьяне устраивали катание на лошадях (подгоняли приход весны). Такие катания до сих пор устраиваются во многих городах. Особенно детки не прочь прокатиться на ухоженных лошадках;
  2. Люди носили горящие колеса на длинных шестах, которые напоминали пылающее солнце;
  3. Русские женщины пекли вкусные румяные блины. Блины – любимое угощение в масленичную неделю;
  4. Сжигали соломенное чучело на костре.

Проводы зимы сопровождались играми, народными забавами, шутками и смехом. Считали, что если обряд совершен неверно, то обильного урожая в будущий год можно не ждать.

А также можно заметить, у календарно-обрядовых песен довольно простая форма. Они легко запоминаются. Песни построены на повторах. В масленичных песнях, которые поются во время праздника, Масленица упоминается в сатирическом тоне. Никто не грустил – все счастливы и рады приходу весны. Люди старались побыстрее прогнать морозную зиму.

Во время изготовления соломенного чучела поются более ласковые и душевные песни. Масленицу ласково называют Авдотьюшкой и рядят ее в чистые одежды, украшают яркими лентами и платками.

Весенние песни (веснянки)

Еще одной жанровой разновидностью календарно-обрядового фольклора являются весенне-летние песни. В теплые дни Великого поста было принято «закликать» весну. Крестьянские ребятишки поднимались на пригорочки или на крыши и начинали кликать.

(Источник)

Это были уже не песни, а кликанья. Маленькие четверостишия были довольно просты и легко запоминались. В них было очень много повторений и обращений.

Детки кричали, из-за всех сил звали весну. Накричавшись вволю, ребятишки довольные возвращались домой, либо приступали к своим обычным забавам и играм.

Летние песни

Летние праздники начинались с Троицы. Молодые девушки убегали в рощицу и «завивали» белые березки. После этого «завитое» деревце срубали, ходили с ним по деревне и распевали веселые песни.

Эти обрядовые действия и душевные песни обеспечивали русский народ богатым урожаем на весь следующий год. Обратите внимание на то, что в этих песнях много обращаются к березоньке. Летние песни пропитаны теплом, нежностью и любовью к родной природе.

(Источник)

Кульминация годичного цикла приходится на ночь 25 июля. Это День Ивана Купала. Считалось, что в эту ночь начинают безобразничить русалки. Цель этого праздника – отогнать нечистые силы, пока они не уничтожили зреющий урожай, а также подготовить поле для жатвы.

Песни на день Ивана Купала напевные, лирического характера. Они напевны и изобилуют обращениями к Купале. Причем, из песен невозможно понять, какого пола был Купала.

Жнивные песни

Календарно-обрядовые песни не только сопровождали людей во время праздников, но и помогали выполнить тяжелые трудовые работы. Существует большое количество жнивных песен. Их исполняют в период жатвы, уборки урожая, сенокоса. Такие песни разделяются исходя от работы, которую выполняют крестьяне.

Жатва начиналась с благодарности за первый «именинный» сноп. Его вязали «всем миром» (люди всей семьи, деревни были включены в этот процесс). «Именинный» сноп украшали, переносили в деревню и хранили до следующего года. Ему пели обрядовые песни. Очень сильно почитали «живую матку» (колосья с особо крупными зернами).

Обратите внимание на то, что житные песни изобилуют уменьшительно-ласкательными суффиксами. Это показывает, что к зерну в народе относились с большим уважением! Благодаря хорошему урожаю, люди были сыты весь год.

(Источник)

Очень важным моментом являлось «завивание козлу бороды». Конечно, ни о каком животном здесь речи не идет. Все крестьяне, участвовавшие в жатве, собирались вместе и на корню завязывали последний сноп. Это делалось для того, чтобы почва оставалось плодородной и дарила богатые урожаи в последующие годы.

Крестьянам было важно восстановить силы Земле-Матушке, но и о себе они не забывали. Чтобы поддержать собственные силы, жнецы ложились на последний сноп, катались по нему и пели обрядовые песни.

Наличие жанрового разнообразия календарно-обрядовых песен указывает на то, что к каждому событию годичного цикла на русской земле было особое отношение. Обрядовый фольклор был чрезвычайно важен для русского народа. Без него не обходилось ни одно важное событие. По содержанию и поэтическим особенностям календарно-обрядовых песен можно понять мировоззрение крестьян и их отношение к жизни.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/kalendarno-obryadovyj-folklor

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.