Чувства и эмоции новорожденных. Как понять эмоции ребенка

Содержание

Эмоции детей: учим ребенка принимать свои чувства

Чувства и эмоции новорожденных. Как понять эмоции ребенка

Многие люди, приходя на прием к психотерапевту впервые, бывают несколько разочарованы. Почему? Все из-за того, что в глубине души большинство людей в нашем обществе предпочитают видеть психолога немного волшебником.

Так, предполагается, что, только взглянув на вас, психолог сразу определит суть проблемы, с которой вы пришли, и найдет действенное, простое и быстрое решение этой проблемы.

Так и зарождается образ психолога-супермена, который считывает Ваши эмоции, читает мысли и вообще видит всех насквозь.

Поэтому, поняв на первом сеансе психотерапии, что психолог не может определять чувства и желания лучше самого клиента, вы можете испытать легкое разочарование. Как правило, это разочарование может усугубляться тем фактом, что клиент и сам не умеет определять свои чувства, и этот факт раздражает и злит его.

По сути, как раз неумение находиться в контакте со своими чувствами и является первопричиной множества психологических проблем, причем, «фундамент» неумения понимать собственные эмоции закладывается еще в детстве. Конечно, превратить психолога в суперчеловека невозможно, однако квалифицированный психотерапевт может оказать помощь в возобновлении контакта со своей чувственной сферой.

Поскольку проблема неумения контактировать со своими эмоциями зарождается еще в детстве, у нас появляется одна крайне актуальная тема: как научить наших собственных детей быть в контакте со своими эмоциями? Как не навредить им, не стать причиной их потенциальных походов к психологу? Эта насущная проблема как раз и является темой данной статьи.

Неумение контактировать со своими переживаниями зарождается, как правило, вследствие неправильного общения между родителями и ребенком. Причем учат с малых лет не доверять собственным эмоциям как раз очень заботливые, склонные к полному контролю родители.

Часто родители даже не понимают, как их проявления заботы может навредить родному чаду.

Спровоцировать проблему недоверия к своим переживаниям и утрате контакта с чувственной сферой могут привести две ошибки в отношениях родителей к детям:

Запретные эмоции и чувства детей

Конечно же, речь здесь идет не о прямом запрете – вряд ли родитель и впрямь может сказать нечто вроде «я запрещаю тебе грустить!». Запрет этот идет подтекстом и прикрывается, как правило, истинным проявлением заботы со стороны родителя. Например, представим такую ситуацию: мама и радостный малыш гуляют в парке.

Ребенок побежал за голубем и упал, ободрав при этом коленку. Мама подбегает к малышу начинает его успокаивать. Вроде бы, правильное поведение, не так ли? Однако дьявол кроется в деталях, или, как в нашем случае, в тех словах, которые сопровождают успокаивание ребенка.

Наиболее распространённый вариант успокоения в данной ситуации звучит примерно так: «ну-ну, ранка очень маленькая, ведь совсем не больно. Успокойся, уже не болит, все хорошо». Такое успокоение – это проявление заботы со стороны родителя, попытка унять плач ребенка.

Казалось бы, какой негативный подтекст может быть в данной фразе? Однако он все же есть: когда мама говорит «ведь совсем не больно» она обесценивает переживания самого ребенка, который как раз испытывает боль! Как это воспринимает ребенок? С одной стороны – он реально ощущает боль.

С другой стороны – мама, непререкаемый авторитет, который знает лучше, говорит, что боли нет. Происходит внутренний конфликт, в результате которого ребенок приходит к выводу: раз мама так говорит, значит, так и должно быть – я не должен ощущать боль. Вот так и появляется запрет на уникальность чувств ребенка.

Далее такой запрет на чувства может принять и вовсе неприятный оборот: когда ребенок утрачивает умение прислушиваться к себе, своим внутренним ощущениям и переживаниям, он также может утратить контакт со своим телом. Например, ребенок ощущает боль или дискомфорт в своем теле.

Однако родители говорили, что в таких ситуациях ничего болеть не должно. Перед ребенком встает нелегкий выбор: прислушаться к мнению опытных и взрослых родителей или к ощущениям собственного тела? Если выбор будет сделан в пользу родителей, ребенок понемногу начнет утрачивать контакт со своим телом.

В перспективе это грозит возникновением ряда психосоматических заболеваний и психологических проблем.

Ложь ребенку о своих переживаниях – враг для развития эмоций у детей

Еще одна ошибка в общении с ребенком, которая приводит его к утрате контакта со своими эмоциями, это ложь о своих переживаниях. Дело в том, что ребенок часто улавливает эмоциональные состояния своих родителей.

Но, в отличие от взрослых, дети предпочитают напрямую спросить об эмоциях другого, проверить правильность своих ощущений. Поэтому родитель может услышать вопрос от ребенка: «Мамочка/папочка, почему ты грустишь? Ты чем-то расстроен/расстроена?».

И вот здесь большинство родителей совершают фундаментальную ошибку – они прибегают к откровенной лжи: «Нет, все хорошо, тебе показалось. Посмотри лучше мультик…». Такой ответ порождает у ребенка внутренний конфликт, и даже может пошатнуть веру в правильность своих ощущений.

Ребенок видит, что мама или папа грустит, однако родитель это отрицает… Значит, он был неправ, а своим ощущениям нельзя доверять.

Эта проблема может приобрести и более глобальный характер.

Дело в том, что в детстве люди учатся «считывать эмоции других людей, понимать, что происходит с другими, какие чувства они испытывают, – то есть формируется что-то вроде «индикатора эмоций», при помощи которого человек определяет чувства других людей.

Если же в детстве человек не научится доверять своим ощущениям при определении чужих эмоций, это может создать ряд проблем в межличностном общении – такой человек не будет уметь «считывать» настроение собеседника, подстраиваться под эмоциональный фон беседы и т.д.

Развитие эмоций у детей

Что же делать родителю, чтобы не допустить совершения перечисленных ошибок в отношении к детям? Как способствовать развитию эмоциональной восприимчивости? Что следует, а чего не следует делать, если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос в контакте со своими чувствами?

Проявлять интерес к чувствам ребенка

Когда родитель проявляет интерес к переживаниям ребенка, спрашивает о его эмоциях, ребенку приходиться вербально описывать свое состояние – это полезно как для общего развития ребенка, так и для развития у него рефлексии, способности осмысливать и точно определять собственные переживания.

Признавать право на уникальность переживаний и выказывать доверие к эмоциям ребенка

Ребенок имеет право испытывать эмоции, отличные от того, что, по вашему мнению, он должен испытывать. Например, ударившись, он имеет право испытывать боль и получить толику сочувствия и понимания от родителей. И если, почти ничего не съев на ужин, ребенок заявляет о своей сытости, он имеет на это право.

Родитель не должен говорить о том, что «нет, ты не можешь быть сытым, ты же так мало поел». Заявление о сытости не обязательно является следствием каприза ребенка: если он умеет прислушиваться к своим ощущениям, то заявление об его сытости является следствием его контакта с ощущениями собственного организма.

А таким ощущениям можно доверять.

Проявлять честность в общении с ребенком

Многие предпочитают солгать об отсутствии у себя негативных переживаний, чтобы уберечь ребенка от лишних забот. Однако намного лучшим выходом будет проявление честности в разумных рамках.

Например, подтвердить, что вам и правда грустно, что ощущения ребенка были верны, но не выгружать при этом на ребенка всю кучу бытовых проблем.

С одной стороны, это принесет облегчение, а с другой стороны – научит ребенка быть в контакте со своими чувствами.

Источник: https://psyhosoma.com/emocii-detej-uchim-rebenka-prinimat-svoi-chuvstva/

Принять чувства и эмоции своего ребенка

Чувства и эмоции новорожденных. Как понять эмоции ребенка

В нашей стране сложился такой стиль общения, когда мы не принимаем чувства собеседника. Советуем забыть, пытаемся отвлечь и не даем ему проявлять свои эмоции и чувства. А эмоции эти никуда не исчезают, они копятся внутри. По отношению к детям это проявляется еще сильнее.

Как принять эмоции и чувства ребенка?

Чаще всего родители отрицают эмоции и чувства ребенка в следующих ситуациях:

  • Невыполнимые желания или требования. Ребенок хочет чего-то, просит это у мамы, а она не может ему этого сейчас дать и говорит: «Нет, ты этого не хочешь», «Ты не хочешь больше гулять, ты замерз и устал», «Мама лучше знает». А он не устал и не замерз и прогулял бы еще 5 часов. Но он маленький и может даже не понимать этого, а уж тем более не убедит в этом маму.
  • Боль. Например, трехлетнего ребенка выносят из кабинета врача, отдают маме на руки. Он кричит, плачет, ему было больно и страшно, а она ему говорит: «Тихо, перестань», «Как тебе не стыдно, люди ведь смотрят!» – запрещает ему выразить свою боль, а значит, и испытывать ее.
  • Страх. У ребенка в 3-5 лет появляются страхи, он начинает бояться монстров, скелетов под кроватью и проч. И когда он говорит: «Мама, я боюсь, там под кроватью чудище», мы часто ему отвечаем: «Не выдумывай, никого там нет, спи» или «Все нормально, папа и мама ведь дома, никто тебя не тронет», выключаем свет и выходим из комнаты, оставляя малыша наедине с монстрами. Мы не помогаем ему понять, что он чувствует, не помогаем ему побороть страх, а просто запрещаем бояться.
  • Сомнение, огорчение, злость, разочарование. Все нежелательные эмоции, те, которые не приветствуется в обществе, асоциальное поведение мы отрицаем фразами «не психуй», «успокойся», «все хорошо».

Читать далее:  Истерики, капризы, непослушание – как реагировать?

Последствия отрицания

Поскольку не все дети в столь юном возрасте могут высказать, что чувствуют, был проведен эксперимент. Со взрослыми людьми, родителями разговаривали так, как зачастую разговаривают с детьми – отрицали их чувства. Потом их спросили, что же они при этом испытывали.

И в основном это были обида, возмущение, безысходность, досада, одиночество, боль, ненужность, никчемность, «нелюбимость». Вот что чувствует ребенок, ваш малыш, когда его чувствами пренебрегают.

И дело не в том, что его жутко обижает каждая подобная ситуация, но какая-то одна может так сильно ранить его, что он потом будет справляться с этим опытом долгие годы.

Принимаем эмоции и чувства ребенка

Когда мы это делаем, происходит следующее:

  • Ребенок гораздо быстрее успокаивается и готов сотрудничать. Это для нас очень удобно, потому что в этом случае он сделает то, что нам от него нужно.
  • Ребенок начинает больше верить и доверять взрослому, который готов принимать его чувства. Он знает, что этот человек всегда его поддержит, к нему можно прийти с любой проблемой, не боясь быть отвергнутым. Малыш также будет все это проецировать на целый мир: миру можно верить, мир хороший и добрый, ничего плохого с ним не случится.
  • Ребенок знакомится со своими чувствами. Он пока не может их понять сам, не знает, что с ним происходит. Нам нужно помочь и познакомить его с его внутренней реальностью. Когда ребенок понимает, что с ним происходит, он бросает все свои силы на то, чтобы с этим справиться и часто находит выход даже лучше, чем могут предложить родители. Если он боится ложиться спать, нужно сесть рядом, сказать: «Я понимаю тебя, бояться – это очень неприятно, я и сама в детстве боялась привидений». Он поймет, что вы понимаете и принимаете его, и начнет вам больше доверять. А потом заглянет под кровать и увидит, что там никого нет.

Читать далее:  Как флиртовать с мужчиной

Принятие чувств малышей разного возраста

Для детей до 2 лет:

  • Проговорите ситуацию от лица малыша, говорите за него в утвердительной форме: «Ты очень испуган». Сообщите ему то, что с ним происходит.
  • Много раз повторяйте одно и то же, причем очень эмоционально. «Отражайте» все его эмоции.

Для детей старше 2 лет:

  • Когда ребенок пришел к вам с какой-то проблемой, сначала внимательно выслушайте его. Кивайте, отвечайте односложно.
  • Повторите за ребенком то, что он сказал, практически слово в слово. Например, ребенок говорит: «Мама, меня ударил Петя!». Вы говорите: «Сынок, Петя тебя ударил».
  • Выскажите его чувства за него, если он молчит: «Ты очень злишься от того, что тебя ударили, тебя бы хотелось ударить его в ответ».
  • Дальше он уже начинает говорить сам. Он видит, что его слушают и понимает, что с ним произошло. Внимательно слушайте, воздерживаясь от советов. Вы должны позволить ему справиться самому. Послушайте, что он сам скажет. И тогда ребенок сам даст ответ.
  • Если малыш не дает ответа, если он сейчас не готов найти выход, вы сами ему предлагаете, что можно предпринять.
  • Также можно дать ребенку желаемое в фантазиях. Например, если малыш хочет банан, а их дома нет, скажите: «Я понимаю, ты очень хочешь банан, тебе хотелось бы сейчас съесть целый килограмм бананов». А лучше — оказаться на острове, где их очень-очень много, сидеть и есть их весь день».

Популярные вопросы

Ребенок начинает истерику, если у него не получается поделка. Скажите: «Я понимаю, ты расстраиваешься. У меня бывает так, когда что-то не получается, это нестрашно. Давай доделаем в другой раз». Ребенок просится на руки во время прогулки, а я не могу его взять из-за коляски с другим малышом. Если не беру, начинается истерика.

Возьмите ребенка на руки всего на минутку, постойте с ним, скажите, что понимаете, что он устал, обнимите, скажите, что любите. Когда ребенок у меня на руках, он иногда бьет меня очень больно. Как отучить от этого?
Если ребенок бьет вас, просто удерживайте его руку, а потом спускайте с рук. Все удары должны пресекаться немедленно, в любой ситуации.

Сын чистит зубы неправильно, хотя делает это с удовольствием. Когда я пытаюсь показать как надо – истерика. Вопрос приоритетов: для вас важнее содержать его зубы в чистоте или позволить ему делать то, что он умеет и хочет делать? Решайте сами. Если есть возможность, то можно купить электрическую зубную щётку, которая сама сигналит когда чистка идёт неправильно.

Либо чистить самим рядом так, чтобы ребёнок в мог видеть, как вы сами себе чистите зубы.

Источник: https://inha.ru/article/prinyatie-chuvstv-i-emociy-svoego-rebenka/

Как ребенок учится пользоваться эмоциями — лонгриды от ПостНауки

Чувства и эмоции новорожденных. Как понять эмоции ребенка

ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Развитие способностей, связанных с пониманием эмоций, помогает ребенку хорошо учиться и легко взаимодействовать с окружающими.

Мы запустили проект «Психология развития: как дети учатся понимать эмоции и управлять ими», подготовленный совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Психолог Татьяна Котова рассказала, как научить ребенка справляться с любыми проблемами.

Социальное научение — ситуация, когда мы учимся решать проблемы, наблюдая за тем, как это делают другие. Но более важен другой вариант, когда один человек учит другого, как правильно что-то делать. Это можно наблюдать даже в младенчестве по отношению к самым разным вещам.

Хотя нам кажется, что социальное научение — это очень позднее приобретение, не так часто встречающееся в обычной жизни, последние данные указывают на то, что определенная форма этого процесса существенна для человека вне зависимости от возраста или культуры.

Можно ли научиться представлять эмоции

Процесс социального научения присутствует и в эмоциональном развитии, когда с возрастом человек начинает пользоваться новыми формами эмоциональных явлений.

У младенцев мы фиксируем очень простые и одновременно ключевые эмоциональные проявления, связанные с позитивным и негативным отношением к происходящим событиям и с предсказуемостью ожидания.

Эти явления, близкие к физиологическим процессам, общие для людей из разных культур, роднят нас с эволюционными предками и одинаково представлены у взрослых и детей разного возраста.

Мозговые центры потребностей и эмоций

Со временем ребенок начинает демонстрировать значительно более сложные формы эмоциональных явлений: печаль или гнев, а не просто негативное эмоциональное состояние, гордость или радость, а не просто положительная эмоция. Эти эмоциональные состояния культурно насыщены, за ними стоит последовательность социальных действий, и они выходят за пределы текущей ситуации. Например, мы не можем говорить о гордости, если не подразумевали постановку цели.

От эмоций к ценностям

Чем старше становится ребенок, тем более сложные и более социально оформленные варианты эмоциональных явлений он испытывает. Дошкольники осваивают чувства, а подростки — такие сложные формы эмоций как ценности.

Они могут полностью отделиться от физиологического компонента, но продолжают сохранять ключевую функцию эмоций, помогают определять, куда мы двигаемся.

Развитие эмоций позволяет человеку регулировать свою жизнь и получать большую свободу в управлении ею.

Эмоциональная информация

У старших дошкольников появляется возможность внеситуативно сохранять эмоциональную информацию о смысле событий. Они учатся разделять кажущиеся близкими эмоциональные характеристики, такие как «красивый человек» и «добрый человек».

В начале дошкольного возраста ребенку трудно принять, что тот, кто выглядит симпатично и улыбается, может иметь плохие намерения. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает эмоциональные механизмы, которые позволяют различать такие оценки и принимать решения осмотрительно, на основе опыта.

Если человек вел себя по отношению к ребенку негативно, то он в меньшей мере поверит его текущим эмоциональным высказываниям. Но если, как в сказке о Красавице и Чудовище, большой и страшный зверь поступает по-доброму, заботливо, то разумно и правильно доверять ему и относиться к нему хорошо.

Чтобы ориентироваться на существенное, например на поступки человека, а не на непосредственное и внешнее в его поведении или на пользу мытья рук, а не на необходимость отвлечься ради этого от игры, ребенок должен сохранять эмоциональный опыт предыдущих событий, даже когда сами эти события прошли.

Даже если опыт противоречит тому, что происходит здесь и сейчас. Этот человек улыбается, и его нужно оценивать как хорошего, но через небольшое время тот же человек поступает плохо. Сейчас идти чистить зубы не хочется, но вчера, когда почистил, было приятное ощущение свежести.

Если сохранить в памяти события и последствия, то можно сопоставлять их и делать вывод о более существенной информации: обычно этот человек плохой или хороший, заботится он обо мне или, наоборот, опасен.

Можно вести себя более внеситуативно, лучше понимать себя и помогать себе принимать решения, наиболее полно отвечающие своей собственной мотивации.

Например, ребенок понимает, что мама его любит, но при этом может его ругать. Если он в состоянии помнить чувства, то ребенок сердится, но помнит, что мама его любит и он любит маму, то есть мир не рухнул.

Пока у ребенка нет механизма, сохраняющего эмоциональную информацию, каждую секунду мир будет меняться, а отношение к другим людям будет ситуативным.

Например, испытывая голод, малыш будет считать, что еда — хорошая вещь, но, даже слегка насытившись, подумает, что еда — это плохо и она не стоит того, чтобы отказаться от прогулки, не отдавая себе отчета в том, что через полчаса прогулка станет не в радость из-за того, что он проголодается.

Эмоциональные конструкции нужны, чтобы принимать решения. Чем они более аналитично устроены, тем они полезнее, тем более эффективные решения они помогают принять.

Как младенцы учатся понимать свои эмоции

На каждом из возрастных этапов свои возможности по переработке эмоциональной информации. Большинство психологов развития сходятся в том, что на самом старте жизни эмоциональная оценка событий очень простая: хорошее или плохое, ожидал или не ожидал — это предзаданная форма оценки мира.

Когда мы становимся самостоятельными, решения нужно принимать на более серьезной основе. Младенцам сложно проанализировать, что означает их плохое эмоциональное состояние.

Ребенок испытывает негатив или позитив, но ему нужны инструменты, чтобы это интерпретировать и соотнести свои чувства с событиями, которые портят или улучшают настроение.

Источник: https://postnauka.ru/longreads/78487

Как поддержать эмоциональное ☀ развитие детей и эмоции ☀ Советы на заметку

Чувства и эмоции новорожденных. Как понять эмоции ребенка

Эмоции ребенка – это одно из самых важных направлений его развития, которому, к сожалению, уделяется мало времени.

Бывает, что малыш неплохо читает и пишет, владеет навыками в области рисования или лепки, удивляет своей артистичностью, рассказывая стихотворения или танцуя, однако рассказать о своих чувствах не может.

Он не умеет подобрать те слова, которые полностью отразят все его внутренние переживания и чувства, не знает, как правильно рассказать об этом.

Эмоции новорожденного видны на лице

Первые эмоции ребенка

Ребенок с рождения испытывает эмоции, вначале – это самые элементарные переживания, затем, по мере развития, их внутренний мир обогащается, а эмоциональное развитие становится разнообразнее.

Переступая порог школы, ребенок ощущает множество различных вариаций чувств, однако не всегда может понять, что именно с ним происходит.

В этом и состоит миссия родителей – рассказать и показать, что означает та или иная эмоция у детей любого возраста, как она проявляется в мимике и жестах, как ее распознать у себя, каким становится голос или позиция тела.

Искренний диалог с ребенком поможет установить доверительные отношения, и он никогда не будет скрывать своих истинных чувств.

Что такое эмоции – определение

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста потребует огромного внимания, однако все попытки объяснить и показать должны быть ненавязчивыми. Все должно происходить естественно и непринужденно.

И, конечно, все сказанное должно подтверждаться наглядными примерами. При совместном просмотре мультфильмов, следует комментировать эмоции героев такими словами: «вот собачка плачет, она скучает», «девочка смеется, ей весело, она рада, что играет со своими лучшими друзьями».

Гуляя по улице или находясь дома, также лучше отыскивать любое эмоциональное проявление: «мальчик улыбается, он рад, что увидел маму и бежит к ней», «папа устал, он не разговаривает, лег отдохнуть». Очень важно показывать сравнения: веселый гномик или грустный гномик, злой волшебник или добрый волшебник, признаки, по которым можно определить данные эмоции, выражение лица, жесты, голос.

Со временем ребенок сам научится определять и классифицировать эмоции, а родители будут лучше понимать свое чадо.

Развитие малыша в 1 год
Отличными помощниками в развитии внутреннего мира малыша дошкольного возраста являются игрушки.

Они учат ребенка познавать себя. Разговаривая с ними, он может поругать или наказать, пожалеть или утешить, пожаловаться или поделиться новостью о каком-либо радостном событии. Очень важно обеспечить ребенка различными видами игрушек, которые помогут осуществить эмоциональное развитие в различных направлениях.

Музыкальные игрушки для творческого развития

Каким же игрушкам лучше отдать предпочтение?

  • Игрушки, отражающие специфику реальной жизни. К этой категории относятся куклы или всевозможные семейства зверушек, все бытовые кукольные принадлежности – посуда, мебель, кукольный домик, медицинские игрушечные приборы, все виды транспортных средств – машинки, паровозики, лодки.
  • Игрушки, позволяющие выплеснуть негативные эмоции или накопленную агрессию. Это, в первую очередь, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, боксерские груши и другие приспособления, дикие животные или другие негативные персонажи из мультфильмов.
  • Не нужно забывать и о творческой составляющей развития эмоций и чувств у детей младшего возраста, поэтому лучше позаботиться о наличии в арсенале красок, пластилина, карандашей и цветной бумаги. Фантазию, изобретательские наклонности и стратегическое мышление помогут развить конструкторы, настольные игры, пирамидки или кубики. Ну, а азбука подогреет интерес к изучению и познанию мира букв и звуков.

Азбука эмоций – отличная книга для детей

Нужно отметить, что те игрушки, которые очень нравятся взрослым – это автоматические средства передвижения или какие-либо роботы, не представляют особой ценности для развития малыша.

Они не способствуют развитию эмоций у детей дошкольного возраста, необходимых навыков, не удовлетворяют его потребности развиваться творчески. Игрушка – это отражение внутреннего мира ребенка и по любимым игрушкам можно судить о его наклонностях, основных качествах характера и способностях.

Игрушки для совсем маленьких детишек дошкольного возраста направлены на развитие органов слуха, зрения и осязания. Естественно, они должны быть приятными на ощупь, теплыми и красочными, с сопутствующей приятной мелодией, если это уместно.

Самодельные игрушки приносят много радости

Немало восторга вызывают у ребенка игрушки, выполненные своими руками. Особую радость чувствуют дети дошкольного возраста, когда они дарят изготовленные поделки дорогим и близким людям.

Осознание творения добра всегда поощряется взрослыми, поэтому реакция на такой подарок должна быть радостной, без критичных замечаний или безразличного отношения. Большое разочарование у детей может вызвать вид любимой сломанной игрушки в мусорном ведре.

Игрушка для малыша – это символ его развития, каждая из них впитывает какие-либо определенные эмоции, заставляет вспомнить о счастливых моментах, вызывает чувства надежности, любви, сострадания.

Выкидывать игрушки – означает расстаться с верными друзьями, перечеркнуть все важное, что живет в детской душе.

Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то

Наилучший выход из создавшейся ситуации может быть найден. В таком случае, лучше отремонтировать ее и подарить нуждающимся детям или отнести в детский сад. Психологическое состояние ребенка улучшится от осознания того, что игрушке подарена вторая жизнь и именно он преподнес ее другим деткам.

Чтобы разнообразить игрушечное окружение ребенка, нет необходимости слишком часто посещать дорогие магазины. Соблазн получить понравившуюся вещицу довольно велик, а если приобрести ее нет возможности, то тогда не избежать горьких слез и тяжелых страданий.

Целесообразнее изготавливать игрушки из подручных средств, так довольно часто можно пополнять детскую коллекцию новыми интересными поделками. Сейчас можно отыскать множество оригинальных идей и сделать игрушку своими руками.

Такая игрушка будет невероятно цениться малышом, так как она имеет немаловажное эмоциональное значение для него.

Не нужно много игрушек – важнее сама игра с ребенком

Многие родители не оказывают должного внимания своим чадам, предпочитая откупиться очередной дорогостоящей игрушкой. Да, отвлечь на некоторое время внимание соблазнительным и ярким предметом можно, но ребенок – существо живое и нуждается в общении и совместном времяпрепровождении.

Другие методы развития эмоциональности

Обговаривать детские психологические проблемы можно, играя или рисуя. Дети дошкольного возраста в непринужденной обстановке легко «раскрываются» и повествуют обо всех внутренних переживаниях.

Совместное сочинение сказки – также отличный способ понять, о чем думает ребенок, что его тревожит.

Если ребенок агрессивный, капризный или замкнутый – это свидетельство того, что существует некая психологическая проблема, требующая разрешения.

Положительные и отрицательные эмоции – как развиваются

Сказочные герои, их подвиги помогут малышу поверить в себя и победить страх, смятение или неуверенность.

Придумывая персонаж сказки, можно его наделить качествами, присущими ребенку, также можно подчеркнуть и внешнее сходство, цвет глаз или волос.

Характер героя сказки выражается такими определениями, как смелый, робкий, задира, драчун и другие. Перед ребенком раскрывается масса возможностей решения проблемы, и он обязательно выберет правильный выход из пугающей его ситуации.

Сказку обязательно следует закончить положительно, чтобы ребенок почувствовал радость и облегчение.

Рисование – отличный способ эмоционального развития

Еще одним способом проникнуть во внутренний мир ребенка является рисование. Для начала лучше предложить ему произвольную тему, затем можно попросить его нарисовать сюжет рассказа или повести. Обсуждая рисунок с малышом, можно поинтересоваться, что он чувствовал, изображая тот или иной предмет.

Дети дошкольного возраста не умеют сознательно скрывать свои чувства, поэтому слушая его рассказ, нужно уделить внимание изменениям в его мимике, лице и поведении.

Театральные постановки очень нравятся детям

Эмоции ребенка нестабильны. Он может плакать, а через минуту заливаться смехом. Такие проявления являются нормой для малыша и это не повод для беспокойства.

Во многом реакция ребенка на внешние раздражители зависит от модели поведения родителей. Если мама по любому поводу паникует и плачет, несомненно, малыш будет беспокойным и плаксивым.

Дети дошкольного возраста копируют реакции взрослых, ведь они еще не осознают, что правильно, а что нет. Средством выражения эмоций у детей дошкольного возраста может быть плач или крик, спокойная просьба или принудительные действия.

Домашняя атмосфера и взаимоотношения оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребенка. Родители своим поведением способствуют эмоциональному развитию детей и эмоциям, становлению их как личностей.

Игры вызывают положительные эмоции у детей

Роль окружения в формировании эмоций

Формирование чувств и эмоций у дошкольников во многом зависит и от общения со сверстниками. Острое соперничество и сравнение достижений малыша с успехами других детей способствует возрастанию количества негативных экспрессий.

Неудачи и препятствия, в этом случае, расцениваются детьми остро и могут спровоцировать конфликт с ровесником.

Коллективные соревнования сглаживают негативное эмоциональное проявление, так как удача или поражение делятся на всех участников группы, сила и интенсивность эмоций снижается.

Очень важно грамотно подойти к первым неудачам малыша, поддержать его и успокоить, настроить на дальнейший труд и самоусовершенствование.

Занятие в садике – игра об эмоциях

Коллективная трудовая деятельность, полезная для окружающих и направленная на общее благосостояние, разнообразит эмоциональное состояние малыша. Он получает радость от достижения цели или огорчается, если что-нибудь не получается, учится сочувствовать чужим неудачам и получает истинное удовлетворение, осознавая свой вклад в общее дело.

Развитие эмоций и чувств у детей происходит совместно с другими психическими процессами, одним из которых является речь. Также чувства малышей сопровождаются яркими и выразительными мимическими реакциями и ыми интонациями, которые представляют собой средство выражения эмоций и чувств.

Физическая активность – источник положительных эмоций

Коммуникабельность дошкольника во многом предопределяет его эмоциональное развитие. Дети – оптимистичные создания, они, в целом, бодры и жизнерадостны.

События, затрагивающие окружающих, направленные на эмоциональное состояние другого человека, находящие отклик в душе ребенка, называется эмпатией. Это один из компонентов развития чувств и эмоций детей.

Учась сопереживать, сочувствовать, понимать внутренний субъективный мир собеседника, дети дошкольного возраста развиваются нравственно, что крайне необходимо в современном социальном обществе. Гуманные чувства – показатель наивысшего развития человечества.

Причины поведения ребенка кроются в скрытых переживаниях, изучение его эмоций крайне важно, так как позволяет понять его состояние и определить истинное отношение к внешнему миру, определить дальнейший путь развития ребенка как личности.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/emotsionalnoye-razvitiye-detej.html

Эмоции ребенка – способы развития эмоций у ребенка

Чувства и эмоции новорожденных. Как понять эмоции ребенка

Как трудно порой понять, что чувствует человек. А еще сложнее разобраться в эмоциях ребенка. Обычно детские переживания носят ситуативный характер и быстро меняются, никак не влияя на общее настроение крохи. Эмоции ребенка могут быть положительными и отрицательными.

Причиной возникновения негативных эмоций может стать повышенный тон, обвинения и угрозы взрослых, требования, которые ребенок не может выполнить, желание, которое он не может удовлетворить, конфликт, в котором малыш участвует, или даже неприятная ситуация, которую он наблюдает со стороны.

По мере взросления ребенка, его родители должны научиться четко понимать, что кроха чувствует в каждой конкретной ситуации, и какие эмоции он испытывает по отношению к людям.

Эмоции у детей раннего возраста

Что такое эмоции для детей? Эмоциональная сфера человека – это нечто сложное и многообразное. Однако дети появляются на свет лишь с базовыми эмоциональными реакциями, такими как страх и любовь. Позже дети учатся злиться. Они испытывают яркие негативные эмоции, когда не получают желаемое.

Уже на втором месяце жизни малыши понимают, что их плач помогает им заполучить внимание мамы. Кроме того, они начинают осознавать такие базовые потребности, как пища, тепло, комфорт, равновесие и свобода движений. Если что-то в их мире выходит из строя, они начинают плакать.

Дети капризничают, когда голодные или замерзли, они пугаются при громких звуках, они избегают тугого пеленания. Любые эмоции у детей раннего возраста сопровождаются общим возбуждением, учащенным пульсом и дыханием, блеском в глазах и иногда потягиванием.

Также детишки нередко вздрагивают, начинают произносить простые звуки и двигают ручками.

Если в первые два месяца после рождения эмоции ребенка обращены в никуда и являются лишь рефлекторным явлением, то уже на третьем месяце жизни ребенок начинает испытывать положительные эмоции при общении с мамой. Он демонстрирует радость при виде родителей, смотрит в их сторону, улыбается, гулит, машет ручками и ножками. У крохи вырабатывается так называемый «комплекс оживления».

Это очень полезное явление, которое нужно постоянно стимулировать. Если мама будет все время обращать внимание на «призывы» ребенка к общению, у крохи будет лучше развиваться двигательная и ая активность. Кроме того, важно понимать, что ребенок непременно начнет повторять за мамой ее мимику.

Если она постоянно будет улыбаться, малыш очень скоро научится открывать ротик, приподнимать брови и морщить носик.

https://www.youtube.com/watch?v=PMmHExthQxw

В возрасте 5-7 месяцев ребенок начинает узнавать знакомых и незнакомых ему людей. Он настораживается, если в комнату входит незнакомец. Чем больше опыта накапливается у малыша, тем разнообразнее становятся его реакции. Эмоции детей дошкольного возраста во многом связаны с теми установками, которые они получают от родителей.

Если мама постоянно отталкивает папу, и сама каждый раз несется к кроватке ребенка при первом его крике, малыш очень скоро начнет отдавать предпочтение маме. Если от него постоянно отгоняют собак, он начнет их бояться. Если мама не дает ребенка никому на руки, он начнет настороженно относиться ко всем окружающим.

Начиная с полугода и дальше, родители должны быть очень внимательными ко всему, что они делают и говорят. От этого зависит будущий характер их малыша. Очень важно не насадить на ребенка лишние, никому не нужные страхи. А вот что обязательно надо развивать в детях раннего дошкольного возраста, так это чувство симпатии к людям.

И чем больше людей будет встречать малыш, тем более открытым и добрым он станет.

Во втором полугодии своего развития младенец начинает играть с родителями и проявлять познавательный интерес. Он повторяет движения взрослых и отвечает на их просьбы.

Простые игры, типа «Ладушки» или «Ку-ку» вызывают у него массу позитивных эмоций, которые проявляются в бурной реакции на все происходящее. Чем больше родители играют с ребенком, тем лучше это сказывается на развитии речи.

Кроме того, ребенок начинает пытаться удержать возле себя маму. И если раньше удаление мамы в другую комнату никак не трогало кроху, то теперь он проявляет недовольство.

У него возникают такие эмоции, как расстройство, ревность, стеснительность, робость в общении с посторонними и радость во время визита знакомых ему людей. Эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется, позволяя родителям начинать заниматься его воспитанием.

Развитие эмоций у ребенка

Как утверждают психологи, развитие эмоций у ребенка делится на 4 этапа:

  1. до года
  2. с 1 до 3 лет
  3. с 3 до 4 лет
  4. с 4 до 12 лет

На первом этапе происходит формирование основных эмоций. На втором этапе ребенок учится контактировать с окружающими. На третьем этапе эмоции ребенка перестают зависеть от его потребностей. Они переходят на новый уровень.

И на четвертом этапе, в старшем возрасте, происходит формирование высших эмоций, которые базируются на здравом смысле и логических умозаключениях. Интересно знать, что одни и те же условия могут вызывать в разном возрасте совершенно разные эмоции.

Например, если ударить годовалого малыша, он начнет плакать, если ударить ребенка постарше, он даст сдачи, а если обидеть школьника, он вполне может смекнуть, что давать сдачи плохо и лучше пожаловаться учителю.

Именно в старшем возрасте родители могут применять специальные упражнения на эмоции для детей. И прежде всего, они должны научить детей справляться с негативными переживаниями. Для этого нужно с ними чаще разговаривать.

Если взрослые смогут наладить с ребенком нормальный контакт, им будет легче понять, что именно чувствует их сын или дочь в подростковом возрасте.

Для того чтобы быстро избавиться от нахлынувших отрицательных эмоций, можно бить руками подушку, кидать в ванну с водой игрушки или становиться перед зеркалом и просто улыбаться.

Таким образом, малыш быстро поймет, что неприятные переживания – это временно, и научится переключаться на позитив. Но это возможно лишь в том случае, если родители тоже умеют контролировать свои эмоции. Поэтому мамы и папы должны максимально сдерживаться в присутствии ребенка, не допуская грубую речь и крики.

Источник: https://bambinostory.com/emotsii-rebenka/

Как понять эмоции ребенка?

Чувства и эмоции новорожденных. Как понять эмоции ребенка

Дети отлично понимают эмоции родителей

Даже очень маленькие дети могут распознавать и реагировать на эмоции своих родителей. Это говорит о том, что эмоциональное развитие ребенка начинается в самом раннем возрасте. Вы можете способствовать эмоциональному развитию ребенка, показывая чувства на своем лице.

Случай из хрестоматии, который вполне мог произойти в жизни

Дети распознают эмоции родителей и мгновенно реагируют на них

Прекрасный летний день в парке. Молодой отец и его 10-недельный сынок Артемка с удовольствием проводят время в компании друг друга на расстеленном одеяле.

Папа наклоняется над Артемкой, воркует и счастливо улыбается, в то время как малыш внимательно смотрит на него. Ответные улыбки малыша приводят папу в восторг.

Внезапно пробегающая мимо собака нарушает семейную идиллию и опрокидывает стакан лимонада.

Раздраженный отец оборачивается к собаке и кричит на нее, прогоняя прочь. Когда он поворачивается к ребенку, выражение гнева все еще остается на его лице. Артем смотрит на своего папу и внезапно начинает плакать. Папа немедленно реагирует на плач младенца, берет его на руки и успокаивает.

Что произошло? Была ли улыбка Артемки вначале реальным выражением довольства либо просто зеркальным отражением выражения отца? Была ли ответная реакция сына на гнев своего отца настоящей эмоциональной реакцией? Что чувствуют младенцы, и когда у них просыпаются чувства во «взрослом» смысле этого слова?

Рождение эмоции

Младенцы могут выражать эмоции уже с трехмесячного возраста

Младенцы испытывают различные эмоции с самого рождения. В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что новорожденные могут реагировать на выражения эмоций своих родителей, вроде большой открытой улыбки на лице, уже в течение первых 2-3 недель жизни. Авторитетные исследователи полагают, что в течение первых трех месяцев младенцы могут реагировать и выражать пять основных эмоций:

  • радость;
  • интерес;
  • гнев;
  • печаль;
  • отвращение.

Исследователи полагают, что эмоциональные способности младенцев даются им с рождения, чтобы как можно быстрее создать эмоциональную связь с теми, кто заботится о них. Это своеобразный механизм защиты, который сложился в ходе эволюции и увеличивал шансы на выживание маленьких homo sapiens. Мнение об улыбке новорожденного, как о лишенной смысла, не имеет смысла.

Знаете ли вы, что страх является базовой эмоцией, которой обладают все дети? Ощущать его ребенок начинает в возрасте 7-8 месяцев. Это именно тот возраст, когда ваш ребенок начинает расстраиваться, когда вы выходите из комнаты.

Как узнать, какие эмоции испытывает малыш?

Проявляйте терпение – маленький ребенок не может рассказать о своих переживаниях

Малыши не могут рассказать о своих переживаниях и эмоциях – по крайней мере, пока. Чтобы узнать об эмоциях детей в раннем возрасте, учеными проводятся эксперименты, в ходе которых они наблюдают, как дети реагируют на выражения эмоций, которые они могут видеть или слышать.

В ходе одного из них 10-недельным младенцам в состоянии покоя мамы демонстрировали различные выражения – счастья, печали и гнева. Реакции малышей были записаны на пленку и проанализированы. Вот, что удалось установить:

  • ответная реакция младенца на каждое из трех выражений матери была разной, что доказывает их способность делать различие между счастьем, гневом и печалью;
  • сначала младенцы отражали радостные выражения своих матерей. Но если эта эмоция повторялась дважды, младенец отвечал уже на нее интересом и волнением;
  • злое выражение лица мамы вызвало у некоторых малышей такое потрясение, что они не смогли продолжить участие в эксперименте.

Другой эксперимент был посвящен тому, чтобы узнать какие эмоции из четырех – радость, интерес, грусть, гнев – маленькие дети испытывают наиболее часто. Ученые установили, что более половины всего времени в период исследования на лицах детей при их общении с мамой было выражение интереса. А вот печаль младенцы испытывали реже всего.

Эти результаты еще раз доказывают, что дети невероятно любознательны по своей природе и буквально с первых дней жизни нацелены на то, чтобы установить как можно лучший контакт с окружающими людьми.

Полезные советы для родителей:

  • проводите как можно больше времени, общаясь со своим ребенком. С каждым днем и ребенок, и вы сами будете узнавать множество интересных и захватывающих вещей друг о друге;
  • улыбайтесь, смейтесь, играйте выражениями лица.

    Знайте, что ваш гнев или грусть могут вызвать ответную реакцию малыша;

  • воспринимайте серьезно выражения эмоций ребенка и соответственно на них реагируйте;
  • смотрите и изучайте, как с течением времени развивается эмоциональный фон вашего сына или дочки.

Получайте удовольствие от того, что вы мама! И не забывайте всячески демонстрировать это!

Следующее видео поможет вам понять своего малыша, научит распознавать его чувства и эмоции:

Источник: http://MyMarcy.ru/kak-ponyat-emotsii-rebenka-2136.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.