Детские небылицы для 2. Небылицы в лицах

Содержание

Короткие небылицы для детей. Небылицы детские в стихах

Детские небылицы для 2. Небылицы в лицах

Заставить детей заниматься тем, чем им не хочется, довольно сложно. Еще сложнее, если ребенок гиперактивный, редко сидящий на одном месте. Такого егозу можно занять делом, только если хорошенько его заинтересовать. И короткие небылицы для детей тут могут оказаться весьма кстати. Особенно если они действительно интересные.

Что такое небылицы?

Прежде всего, это способ развития логического мышления. Весьма интересный и увлекательный. Небылицы (детские) являются небольшими рассказами или потешными стишками, где все наоборот. К примеру, кот живет в будке и охраняет дом, а пес ловит мышей. Логически рассуждающий малыш сразу заметит, в чем же кроется несоответствие, и обязательно поправит рассказчика.

Примеры

Существует масса небылиц, которые были написаны довольно давно. Вот одна из них:

На березе сидит заяц,Книжку вслух читает.Прилетел к нему медведь,

Слушает, вздыхает.

Такие короткие небылицы для детей действительно помогают развить логическое мышление. Во-первых, зайцы на березах не сидят, а скачут по травке. Во-вторых, книг они тоже не читают. В-третьих, медведи не умеют летать. Даже двухлетний малыш быстро сможет понять, в чем заключается подвох в таком стишке.

Такие небылицы (детские), как про Ваню на коне, который вел собачку на ремне, не слишком-то и короткие. Поэтому рассказывать их лучше уже более сознательным малышам. К примеру, старшим дошколятам или младшим школьникам.

Примечательно, что примерно в пятом классе детей нередко заставляют учить эту известную небылицу, поскольку она хорошо развивает память, логику и внимание (надо же отследить, в каком именно порядке идут предложения в стишке).

В чем еще польза

К сожалению, современные дети слишком много времени проводят за просмотром мультфильмов и мультсериалов. Это существенно сказывается на их мировосприятии.

Так, некоторые малыши совершенно не отличают реальность от виртуальности. Поэтому стоит не только отказаться от такого рода досуга, но и изучить народные небылицы для детей.

Они помогут определить, насколько же реально то или иное событие. К примеру:

Между небом и землёй Поросёнок рылся И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Малышу стоит рассказать о том, что хрюшки водятся в хлеву или на специальных фермах, а не на облаках. А за небо прицепиться хвостиком нельзя.

Еще лучше, если под рукой окажутся картинки с реальным положением дел: вот мама-хрюша, вот поросята, вот хлев, вот тот, кто кормит животных.

Такие незатейливые короткие небылицы для детей будут гораздо лучше всяких мультфильмов и комиксов про супергероев, которых не существует в природе.

Вообще изначально такой жанр был придуман нашими предками, которые сочиняли стихи и песни по принципу “что хочу, то и говорю”. Примерно оттуда же появились известные стихи-небылицы для детей типа:

Лает кошка из лукошка, На сосне растёт картошка, Море по небу летит, Волки съели аппетит. Звонко квакают утята,

Тонко квакают котята.

И про кирпич, который, как стекло, плывет по реке. Их придумали давно, но пользуются спросом они и сейчас. Во-первых, это смешно, развивается чувство юмора. Во-вторых, размышляя на тему, заданную стихом, ребенок включает логику.

Маршак и его небылицы

У такого известного писателя, как Самуил Маршак, из-под пера вышло немало таких произведений. Одно из них называется “Быль-небылица”. Это довольно длинное произведение, заслуживающее внимания. Подходят такого рода небылицы для детей 3 класса школы.

Чем произведение может пригодиться? Во-первых, речь идет о пионерах, коих в наше время уже и нет. То есть можно рассказать детям о том, кто же это такие были, чем занимались, во что одевались.

Во-вторых, у стихов глубокий смысл, понять который могут даже такие маленькие школьники.

“Вот какой рассеянный…”

Это хоть и не короткие небылицы для детей, но все-таки достойное внимания произведение. Во-первых, тут речь идет о том, что так хорошо знакомо малышам: как одеваться по утрам, как успевать по своим делам.

Совсем маленьким деткам можно читать произведение по строкам, чтобы они успевали оценить и юмор, и отсутствие логики в действиях главного персонажа. Ведь сковороду на голову вместо шапки не надевают, а руки в брюки не суют.

Маршак действительно постарался, создав такое прекрасное, полезное и веселое произведение, которое не теряет актуальности уже многие годы.

Перевертыши

Этот термин был введен Корнеем Ивановичем Чуковским, который был мастером по сочинению веселой чепухи. А ведь небылицы-перевертыши для детей – это не что иное, как забавный бред, ерунда, то, чего быть не может в природе. Например:

Сидит ежик на сосне –Новая рубашка,На голове сапожок,

На ноге фуражка.

Такого не бывает в настоящем мире, зато это весело и смешно. Такие перевертыши (когда все перевернуто с ног на голову) могут заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Особенно если задать правильный тон рассказу, делать паузы в нужных местах, смысловые ударения и усиления, чтобы было интереснее слушать и воспринимать.

Сочинять или читать?

Многие родители задаются вопросом о том, самим ли им придумывать истории или же брать те, которые уже были написаны ранее. Все зависит от того, насколько хорошо работает фантазия у взрослых, насколько хорошо ребенок воспринимает на слух информацию.

Есть целая категория малышей, которые не любят слушать, когда им читают. А вот рассказы воспринимаются ими “на ура”. В этом случае нужно или заучивать стишки, или сочинять их. Последнее не так уж и сложно, как кажется.

Рифма необязательно должна присутствовать во всех строках. Например:

Кот в лесу нашел арбуз,

Променял его на сало,

Мишка прячет в лапе туз,

Ему меда мало.

Такое вот бредовое стихотворение можно сочинить на ходу, буквально за пару секунд. Малышу же останется лишь разобраться в том, что в нем правда, а что вымысел. Например, мишка и правда любит мед, его всегда мало, но прятать туз он в лапе не может, поскольку он все-таки животное, а не человек.

Как быть воспитателям и учителям?

Конечно, и те, и другие просто не в состоянии каждый раз придумывать самостоятельно новые стишки деткам. Поэтому разумнее обратиться к уже написанным произведениям. Так, например, в детской дошкольной и школьной (младшего возраста) хрестоматии очень много примеров народных небылиц и тех, что были написаны известными авторами. К примеру:

Рано утром, вечерком, Поздно, на рассвете Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Это из народного. Или произведение “На Горизонтских островах” Бориса Заходера. Оно целиком и полностью состоит из небылиц и небывальщин, того, чего быть не может или может, но наоборот.

Если познакомить детей с таким стихотворным рассказом, есть возможность развить не только логическое мышление, но и существенно повлиять на мировосприятие ребенка.

Для малышей, которые еще ходят в детский сад, будет интересна стихотворная небылица Корнея Ивановича Чуковского “Путаница”, где речь идет о том, как животные перестали быть собой.

Это простое, легкое и смешное произведение, которое учит тому, что каждому свое место в мире, у каждого свое предназначение, а если все перепутать, то жить станет гораздо сложнее. Выбирая произведение, стоит сначала обратить внимание на то, что именно малышу интереснее слушать, а также на возраст, ведь далеко не все стишки можно понять в два-три года и даже в пять лет.

Источник: https://FB.ru/article/174364/korotkie-nebyilitsyi-dlya-detey-nebyilitsyi-detskie-v-stihah

Небылицы для детей 1-3 класса

Детские небылицы для 2. Небылицы в лицах

Небылицы — это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие  произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества.

В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать  дети, но они должны понимать, что это — шутка или вымысел, тогда такие чтения способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки.

Небылицы для детей

Лает кошка из лукошка,На сосне растёт картошка,Море по небу летит,Волки съели аппетит.Звонко квакают утята,Тонко квакают котята.Проползла змеёю луковицаПолучилась перепутаница.

(В. Бурыкина.)

Мельник

Дождик греет, солнце льётся.Мельник мелет воду в колодце.Прачка на печке стирает корыто.

Бабушка в речке поджарила сито.

***

Ворон в красных сапогах,В позолоченных серьгах,Чёрный ворон на дубу,Он играет во трубу,Труба точеная,Позолоченная,Труба ладная,

Песня складная.

***

Слетались все птицы:Чечетки-сестрицы,Кукушка-подружка;Воробушек-шуринГлазки прищурил;Ворона-невестаСела на место.Только нет жениха.

Не позвать ли петуха?

***

Ехала деревняМимо мужика.Вдруг из-под собакиЛают ворота.Он схватил дубинкуРазрубил топор.А по нашей кошке

Пробежал забор.

***

Едет на лисеКурица верхом,Бежит кочан капустныйС зайцем кувырком.Ловит щука в мореСетью рыбака,Плавает короваВ крынке молока.Зернышко пшеницыВоробья клюет,А червяк ворону

В коробочке несет.

***

Злой кабан сидел на веткеИ чирикал со своей соседкойКак вчера он у болотаВстретил синего бегемотаТот взобрался на сосну

И хотел поймать лису.

Жили-были

Жили-былиДед да бабаС маленькою внучкой,Кошку рыжую своюНазывали Жучкой.А хохлаткою ониЗвали жеребёнка,А ещё была у нихКурица Бурёнка.А ещё у них былаСобачонка Мурка,А ещё –Два козла:Сивка да Бурка!

Ю.Чёрных

***

А где это виданоИ в какой деревне слыхано,Чтобы курочка бычка родила,Поросеночек яичко снесДа на полочку унес.А полочка обломилась,И яичко разбилось.Овечка расквохталась,Кобылка раскудахталась:— Ой, куда-куда-кудах!Не бывало у нас так,Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,Голопузый за пазуху поклал,А слепой-то подглядывал,А глухой-то подслушивал,А безногий водогон побежал,

Безъязыкий «караул» закричал!

***

Гром по горам прокатился –С дуба комар повалился,Грохнулся о корневищеСтарый комар-комарище.

Мигом слетелися мухи –Две грохотухи-горюхи,Подняли бедного братца,Стали жужжать, убиваться:— Старый комар-комарище,Как тебе больно, дружище!Бедный наш светик-сударик,Как тебя жаль нам, комарик!Сидит белка на тележке,Продает она орешки:Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстопятому,Заиньке усатому.Кому в платок,Кому в зобок,

Кому в лапочку.

***
Жил-был дедушка ЕгорНа лесной опушке,У него рос мухоморПрямо на макушке.Вышел Лось из-за куста,Гриб красивый скушалИ Егору прошептал:

«Надо чистить уши».

***

Ох, случилась беда:Загорелась вода.Проходил сторонойСолдат отставной.

Отставной солдат ТарасОт пожара речку спас,Огонь затушил,Себе славу заслужил:«Тарас седойТушил воду бородой!»Танцевала репка с маком,А петрушка с пастернаком,Кукуруза с чесноком,Наша Таня с казаком.

А морковка не хотелаТанцевать, танцевать,Потому что не умелаТанцевать, танцевать.Свинья на ели гнездо свила,Гнездо свила, деток вывела,Малых деточек, поросяточек.Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

***

Из-за леса, из-за горЕдет дедушка Егор.Сам на кобылке,Жена на коровке,Дети на телятках,Внуки на козлятках.Съехали с гор,Развели костёр,Кушают кашку,

Слушают сказку.

***

Злой кабан точил клыки,Пароход давал гудки,Соловей сидел на ветке,Дикообраз томился в клетке,Кошка хвостик свой ловила,Маша физику учила,Буратино все поел блины,Портной сшил себе штаны,Еж гонялся за мышами,Чиж летал под облаками,Рак усами шевелил,Стол накрыт к обеду был,Чайник булькал на костре,

Мальчик прыгал во дворе.

***

Удивительная грядкаУ меня на грядке —КрокодилРастёт!!!А в Москва-рекеОгурец живёт!Осенью на грядкеКрокодилПоспел!Огурец в Москва-рекеВсех лягушек съел!Я боюсь, ребятки,Что на этот годВырастет на грядкеСтрашный бегемот.А в Москва-рекеКлюнет на крючок —Как вам это нравится?-Страшный кабачок!Ох! Когда ж на грядке

Будет всё в порядке!? (Ю.Коваль)

***

У СЛОНА НА ДНЕ РОЖДЕНИЯЭто было в воскресеньеУ слона на дне рождения.Гости пели, веселились,Так кружились, так вертелись,Что на части разлетелись.Раз, два, три, четыре, пять,Помоги гостей собрать:АН — ло — ти — па — ди — ко — дил,Ко — кро — шим — зе — пан — ко — ри — рил,Ена — мот — ге — бе — раф — ги,

Мур — го — ла — ле — бра — браз — жи!

***

Была репа важная,Дивилась старуха каждая:Одним днёмНе обойдёшь кругом.Всей деревней елиЦелую неделю.Одну корку наложили,

Так телегу обломили!

Короткие небылицы для детей

Лошадка травку ела, ела,И ей травка надоела.В магазин пришла Лошадка

И купила шоколадку.

***

Заяц гонится за львомИ рычит ужасно.Крот под елкой строит дом

Из рябины красной.

***

По реке плывет корова,Обогнала пароход.На рогах стоит ворона

И соломинкой гребет.

***

Сел комарик под кусточек,На еловый на пенёчек,Свесил ноги на песочек,Сунул носик под листочек –

Спрятался!

***

На березе сидит заяц,Книжку вслух читает.Прилетел к нему медведь,

Слушает, вздыхает.

***

Собака садится играть на гармошке,Ныряют в аквариум рыжие кошки,Носки начинают вязать канарейки,Цветы малышей поливают из лейки.

З. Александрова

***

Дед кудрявый без волос,Тоненький, как бочка.У него детишек нет –

Только сын да дочка.

***

У козла в бородеЖивут две лягушки,На спине сидит медведь,

Держится за ушки.

Дети любят самостоятельно придумывать небылицы, им это занятие очень нравится.

Небылицы, придуманные детьми

Коля, Коля, Николай,Он запрыгнул на трамвай.На трамвае борщ хлебалИ на козочку упал.Коля козочку прогнал,

В волосах своих застрял.

Даша в театр собиралась.Умывалась, одевалась:Ласты на ножки,На голову рожки.В руки портфель.

Побежала быстро в дверь.

Докучные сказки для детейКак придумать небылицу для школы?Как придумать докучную сказку. 3 класс. ЧтениеМоя любимая буква А — проект для 1 класса

Источник: https://proekt-klass.ru/biblioteka/nebylicy-dlja-detej-1-3-klassa

Что общего между считалкой и небылицей: подборка примеров

Детские небылицы для 2. Небылицы в лицах

Художественная литература играет огромную роль в развитии ребёнка с раннего возраста. Причём это касается даже самых малых жанров, которые кажутся очень простыми: потешки, считалки, загадки. К подобным произведениям также относятся небылицы. Эти короткие истории отчасти схожи со считалками и так же чрезвычайно притягательны для детей.

Небылица (небывальщина, нелепица) — это фольклорный жанр, который представляет собой небольшое произведение комического содержания чаще всего в стихотворной форме.

Его сюжет нарочито искажает действительность, меняет в ней всё местами (например, ворон одет в красные сапоги, играет на трубе и рассказывает сказки). Причём это несоответствие, абсурдность утрируется, подчёркивается, за счёт чего и создаётся комический эффект.

На Руси этот жанр активно использовали скоморохи, которые разъезжали по деревням и развлекали народ.

На Руси жанр небылиц был очень популярен в репертуаре скоморохов, которые развлекали публику

В небылице активно используется литературный приём оксюморона — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан низенького роста». В. Я. Пропп, известный литературовед-фольклорист, относит небылицу к разновидности сказки, в которой действительность выворачивается наизнанку.

Зато несомненно особый вид сказочного творчества состав­ляют небылицы, т. е.

рассказы о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.

На таких небылицах основаны всемирно известные рассказы о похож­дениях Мюнхгаузена, в значительной части восходящие к фольклору.

В. Пропп «Поэтика Фольклора»

https://studfiles.net/preview/1621582/

Небылица как жанр чем-то напоминает считалку:

  • Представлена, как правило, в стихотворной форме.
  • Также имеет небольшой объём, иногда одно четверостишие.
  • Сюжет носит вымышленный, фантастический характер, несёт в себе юмор и иронию.
  • Оба жанра изначально принадлежат к фольклору.

В считалках, как и в небылицах, часто случаются различные курьёзы с животными

Существует ряд считалок, которые можно отнести и к нелепицам, например «Плыл по морю чемодан», «Свиньи в лодке танцевали…» и др.

Однако необходимо выделить и существенные отличия:

  • Считалка имеет конкретное предназначение (прикладной жанр) — распределить роли в детской игре. Небылица же носит просто развлекательный характер.
  • В считалке главный акцент ставится на ритм, читать произведение нужно чётко, отрывисто и в быстром темпе, значение сюжета здесь вторично. В небылице ритм не играет роли, главное здесь — фантазийное повествование.
  • Среди считалок встречаются варианты с реалистичным сюжетом, на бытовую тематику. В небылице такое исключено: всё здесь вымысел.

В небылицах обычно всё перевёрнуто с ног на голову

Значение небылиц для детского развития

Небылица не просто излагает бессмысленные фантастические события. Знакомство с такими произведениями полезно для развития детей:

  • Ребёнок понимает отступление от логической нормы, ищет его и таким способом тренирует свой интеллект.
  • За счёт восприятия «нелепиц» формируется литературный вкус, закладываются основы для восприятия художественного образа.
  • На примере небылиц дети могут сами сочинять «перевёртыши», развивая речь, литературные способности, фантазию, чувство юмора.

В основе небылицы — отступление от логической нормы, его понимание развивает интеллект ребёнка

Считалки — это шуточные стихотворения, помогающие распределить роли участников игры.

  • Жили-были утюги И любили пироги. За обедом каждый мог Съесть один большой пирог. Кто не верит? Это он!Выходи из круга вон.
  • Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох. Уродился он густой, Мы помчимся, ты постой!
  • Как у нас на сеновалеДве лягушки ночевали,Две лягушки ночевали,На подушке задремали,Утром встали, щей поели,А тебе водить велели!
  • Ёжик, ёжик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать —Нам водилку выбирать!
  • На палубе матросы Курили папиросы. Один не докурил, Собаке подарил. Собака побежала Кондуктору сказала. Кондуктор удивилсяИ в бочку провалился.
  • Будем брёвна мы пилить, Чурки — топором рубить. Топоры стучат с утра, Дров на улице — гора. Раз, два, три, четыре, пять, Выходи нам помогать!
  • В бак залили мы бензину, Дружно сели мы в машину. Раз, два, три. Раз, два, три, Вправо-влево руль крути! Ты не веришь? ВыходиИ скорее поводи!

С помощью считалок дети договариваются, кто первым будет водить

Примеры небылиц

Основными действующими персонажами небылиц выступают как люди, так и разнообразные животные. Последние, как правило, являются главными героями русских народных нелепиц:

  • Лиса по лесу бежала, Лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, Лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила,Её хвост отдать просила.
  • Как петух в печи пироги печёт,Кошка на окошке рубаху шьёт,Поросёнок в ступе горох толчёт,Конь у крыльца в три копыта бьёт,Уточка в сапожках избу метёт.
  • Между небом и землёй Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился.Сюжет небылицы полностью вымышленный и до смешного абсурдный
  • В новой-то деревне Дивное диво: Утка-то в юбке, В синем полушубке. Корова в рогоже —Нет её дороже. Петушок в сапожках,Курочка в серёжках.
  • Жив- здоров — лежу в больнице. Сыт по горло — есть хочу,Хоть корову проглочу.
  • Иду, иду, и вдруг вижу — гора стоит. Кинул её в реку и дальше пошёл.
  • Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор На булановой телеге, На скрипучей лошади. Сапоги на нём с карманом, А жилетка с каблуком. Подпоясался дубиной, Опирался кушаком.
  • Белочка скулила громко, Рыба пела очень звонко, Пёс орешки всё грызёт, Птичка в океан плывёт.
  • Встаю я под вечер,А утром ложусь.Гогочет петух,Кукарекает гусь.Я платье для куклыСтираю метлойИ в печке дроваЗажигаю пилой.Вливаю три супаВ кастрюлю с яйцом.Песенка с крышкой,Кастрюля с концом.
  • Это, братцы, да не чудо ли?Бегала дубинка с мальчиком в руках,А за ним тулупчик с бабой на плечах.Кнут схватил собаку парить мужика,А мужик со страху влез под ворота.Деревня закричала: «Озеро горит!»Сено со дровами тушить пожар спешит.

Небылицы — прежде всего фольклорный жанр. Однако встречаются и литературные небылицы (часто они основаны на различных народных сюжетах). Ярким примером являются широко известные произведения К. Чуковского «Путаница», «Тараканище», «Чудо-дерево», а также Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».

«Путаница» К. Чуковского почти вся состоит из перевёртышей

Небылицы Виктора Полянских:

  • «Что такое небылица?» Что такое небылица? Это значит: Волк и Львица Привезли своих ребят На машине в детский сад. А потом — умчались в горы На работу в Детский город, Где в «Салоне Доброты»Дарят Белочкам цветы.
  • «Лошадка и шоколадка» Лошадка травку ела, ела, И ей травка надоела. В магазин пришла ЛошадкаИ купила шоколадку.
  • «Мурзик» Мурзик вылепил из снега Двухколёсную телегу. Запряглись в неё собачки,Повезли кота на скачки.

Можно выделить и другие авторские небылицы:

  • По реке бежит буфет,В нем лежит Большой Секрет,Он снимается в кино,Всем понравится оно! (Ю. Мориц).
  • Плыл троллейбус в океане,В небе ехал теплоход.Как по снегу, по сметане,Лыжники пошли в поход.На коньках верблюд катался,Щука грелась на суку,Слон на дерево забралсяИ запел: — Ку-ка-ре-ку!Сел медведь в свою ракетуИ поехал на вокзал…Я не сам придумал это.Это Костя мне сказал.Он на выдумку мастак!А может, и бывает так? (С. Баруздин).
  • Очень-оченьСтранный вид:Речка за окномГорит,Чей-то домХвостом виляет,ПёсикИз ружья стреляет,МальчикЧуть не слопал Мышку,Кот в очкахЧитает книжку,Старый дедВлетел в окно,ВоробейСхватил зерноДа как крикнет,Улетая:— Вот что значитЗапятая! (Б. Заходер).
  • Дым столбом валил в трубу,Месяц с неба выл на пса,Птицы пугало пугали,Ела кошку колбаса.Соль себе пересолила,Мыло в ванне пену мыло,Шалопаев били стёкла,Пыль пошла — вода промокла,Тень отбрасывала шест —Это всё в один присестЗа шесть лет я сочинил,Покамест голову чинил. (Ф. Галас).

Школьникам вполне по силам придумать собственные небылицы и иллюстрации к ним

Много небылиц существует в английском и немецком фольклоре. Такие «бессмысленные» песенки стали известны маленьким русским читателям, в частности, благодаря переводам С. Маршака («Птицы в пироге», «В страну Джамблей» и др.) и К. Чуковского («Робин Бобин Барабек», «Скрюченная песня» и др.):

  • «Робин Бобин Барабек», К. Чуковский Робин Бобин БарабекСкушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого мясника. И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу. Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом, А потом и говорит:«У меня живот болит».
  • «Три мудреца», С. Маршак Три мудреца в одном тазу Пустились по морю в грозу. Будь попрочнее Старый таз, ДлиннееБыл бы мой рассказ.
  • «Пирог», С. Маршак Пирог сидел на ёлке, На ёлке, на иголке. А спрыгнуть он не мог. Но вот он спрыгнул с ели, На землю спрыгнул с ели, И тут его мы съели.
  • «Бармаглот», Л. Кэррол (пер. Д. Орловской)Варкалось. Хливкие шорькиПырялись по наве,И хрюкотали зелюки,Как мюмзики в мове.О бойся Бармаглота, сын!Он так свирлеп и дик,А в глyще рымит исполин —Злопастный Брандашмыг.Но взял он меч, и взял он щит,Высоких полон дyм.В глyщобy пyть его лежитПод дерево Тyмтyм.Он стал под дерево и ждёт,И вдрyг граахнyл гром —Летит yжасный БармаглотИ пылкает огнём!Раз-два, раз-два!Горит трава,Взы-взы — стрижает меч,Ува! Ува! И головаБарабардает с плеч.О светозарный мальчик мой!Ты победил в бою!О храброславленный герой,Хвалy тебе пою!Варкалось. Хливкие шорькиПырялись по наве,И хрюкотали зелюки,Как мюмзики в мове.
  • «В саду на груше» (немецкий фольклор, пер. Ю. Коринца)В саду на груше я сидел,Я свёклы накопать хотел.Но в этот миг меня позвалТот самый дед, чей лук я рвал.— Ах ты воришка! Что за грех!Опять залез ты на орех!Из-за тебя я до сих порНе видел спелых помидор!

Многие известные литературные небылицы являются переводами произведений зарубежного фольклора

Небылица С. Маршака «Птицы в пироге» является литературным переводом английского шуточного стихотворения для детей «Sing a song of six реnсе».

: хор младших школьников исполняет песню «Небылицы»

Небылицы — это не просто маленькие бессмысленные истории. Этот старинный фольклорный жанр и сегодня востребованный в литературе, имеет свои самобытные особенности и служит определённым серьёзным целям, способствуя формированию личности ребёнка.

Источник: https://melkie.net/podborki/schitalki/chto-obshchego-mezhdu-nebylicey-i-schitalkoy.html

Вы послушайте, ребята, нескладуху буду петь. Небылицы для детей

Детские небылицы для 2. Небылицы в лицах

Что такое небылицы? Это нелепицы, перевертыши, путаницы, это стишки или рассказы, в которых повествуется о чем-то таком, чего не может быть на самом деле. Они помогают оценить образное и логическое представление ребенка об окружающем мире.

Прочитайте детям путаницы и предложите найти несоответствия. Первую путаницу прочитайте как целое произведение, а потом по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении, называли, что автор перепутал. Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами.

Небылицы были придуманы очень давно. Их сочиняли для праздников и просто так, чтобы развеселить детей и взрослых. Ни одно гулянье не обходилось без этих забавных стишков.

Можно самим придумать небылицу, как в стихах, так и в прозе. У вас получатся небольшие рассказы. А мы подготовили небылицы для детей: короткие и длинные, для 1-2, 3-4 класса, в стихах и прозе, знаменитую небылицу Корнея Чуковского «Путаница».

Утром был я очень рад, с крана лился лимонад!

Короткие небылицы для детей

***

Жив – здоров – лежу в больнице.Сыт по горло – есть хочу,

Хоть корову проглочу.

***

Мамонт и папонт гуляли на речке,Бабант и дедант лежали на печке.А внучок сидел на крылечке

И сворачивал хобот в колечки.

***

Жучка булку не доела –Неохота, надоело.На островок налетел ураган.

На пальме остался последний баран.

***

Собака садится играть на гармошке,Ныряют в аквариум рыжие кошки,Носки начинают вязать канарейки,Цветы малышей поливают из лейки.

З. Александрова

Мельник

Дождик греет, солнце льётся.Мельник мелет воду в колодце.Прачка на печке стирает корыто.

Бабушка в речке поджарила сито.

***

Утром был я очень рад,С крана лился лимонад!Пил до вечера, устал,

В школу чуть не опоздал.

***

Мимо нашего кварталаБабка в ступе пролетала.Курс взяла, наверняка,

В Сочи бабушка Яга!

***

К нам влетело НЛОВесом целых сто кило!Выгонял я весь обед

Неопознанный объект!

***

Плыл я как-то на поленеПо реке широкой Лене.Оттого, что был рассеян

Очутился в Енисее!

***

На березе сидит заяц,Книжку вслух читает.Прилетел к нему медведь,

Слушает, вздыхает.

***

Рано утром, вечерком,Поздно, на рассветеБаба ехала пешком

В ситцевой карете.

***

Гром гремит по улице.Едет поп на курице!Тимошка на кошке по кривой дорожке!

Сел задом наперед и поехал в огород!

***

Злой кабан сидел на веткеИ чирикал со своей соседкойКак вчера он у болотаВстретил синего бегемотаТот взобрался на сосну

И хотел поймать лису.

***

Ложка прыгнула в тарелкуА тарелка побежалаИ упала с самовараВ самоваре был чаек

Он разлился на полок.

***

Плыли по рекеТигры в дуршлаке,А за ними слон

На коне верхом.

***

Сейчас теплое летоВсе люди в шубы одеты,На снегу цветут цветы,Греются на травке

Тюлени и моржи.

***

Ванюша-простотаКупил лошадь без хвоста.Поехал жениться,Привязал корытце.Корытце ломается,

Жена улыбается.

***

Пошел зайка в магазинОн купил там лимузинИ катает он в лесу

Волка, белку и лису!

***

Вы послушайте ребята, расскажу я вам секрет.У меня живет дракончик, ему целых 10 лет!Мы с ним ходим на прогулку,Мы с ним ходим на обед.Любит он с вареньем булку

Заедать мешком конфет.

***

Мурзик вылепил из снегаДвухколёсную телегу.Запряглись в нее собачки,

Повезли кота на скачки.

***

Лошадка травку ела, ела,И ей травка надоела.В магазин пришла Лошадка

И купила шоколадку.

Как-то летом на опушке куковали три лягушки

Короткие небылицы для детей 1-2 класса

***

Лает кошка из лукошка,На сосне растёт картошка,Море по небу летит,Волки съели аппетит.Звонко квакают утята,Тонко квакают котята.Проползла змеёю луковица,Получилась перепутаница.

В. Бурыкина

***

Волк работал пастухомНа «Дошкольной ферме».Ездил с огненным кнутомНа корове вредной.Пас детишек-непоседНа конфетном поле.Им рассказывал секрет,Как учиться в школе.А ребята-сорванцыВ поле рвали огурцы,Угощали пастуха

И смеялись: «Ха-ха-ха!»

***

Ехала деревняМимо мужика.Вдруг из-под собакиЛают ворота.Он схватил дубинкуРазрубил топор.А по нашей кошке

Пробежал забор.

Жили-были

Жили-былиДед да бабаС маленькою внучкой,Кошку рыжую своюНазывали Жучкой.А хохлаткою ониЗвали жеребёнка,А ещё была у нихКурица Бурёнка.А ещё у них былаСобачонка Мурка,А ещё –Два козла:Сивка да Бурка!

Ю.Чёрных

***

Два весёлых карапуза,На печи усевшись ловко,Рвали с яблони арбузы,В море дёргали морковку.На ветвях созрели раки,Семь селёдок и ерши.Все окрестные собаки

Ели брюкву от души

***

Едет на лисеКурица верхом,Бежит кочан капустныйС зайцем кувырком.Ловит щука в мореСетью рыбака,Плавает короваВ крынке молока.Зернышко пшеницыВоробья клюет,А червяк ворону

В коробочке несет.

***

Как-то летом на опушкеКуковали три лягушки.К ним зайчонок прибежал,Клюв открыл и замычал.Пролетал над ними лось.(Лосю что-то не спалось.)Крикнул громко лось с небес:

— Тише, братцы, это лес!

Какие бывают слова

Есть сладкое слово — ракета,Есть быстрое слово — конфета.Есть кислое слово — вагон,

Есть слово с окошком — лимон.

Есть слово колючее — дождик,Есть слово промокшее — ежик.Есть слово упрямое — ель,Есть слово зеленое — цель.Есть книжное слово — синица,Есть слово лесное — страница.Есть слово веселое — снег,

Есть слово пушистое — смех.

Стоп! Стоп! Извините, ребята.Машинка моя виновата.Ошибка в стихах не пустяк,Надо печатать вот так: …

М. Пляцковский

***

Вот послушайте, ребята,Нескладуху буду петь,Летит бык на аэроплане,Петух пашет на свинье.Летит боров на заборе,Листья мерит на аршин,На иголку собирает,Чтобы не было морщин.Лежит корова на канаве,Опоясавшись квашнёй,Тесто месит и взбивает,

Заправляет лебедой.

***

Повар готовил обед,А тут отключили свет.Повар леща беретИ опускает в компот.Бросает в котел поленья,В печку кладет варенье.Мешает суп кочережкой,Угли бьет поварешкой.Сахар сьплет в бульон,И очень доволен он.То-то был винегрет,

Когда починили свет.

В старину у небылиц имелись и другие названия. Одно из наиболее распространенных – «скоморошина». «Скокливыми» песнями небылицы назывались из-за ужимок и прыжков, которые делали скоморохи при исполнении. А погудками – за то, что они исполнялись под гудки – старинные трехструнные инструменты.

Дело было в январе первого апреля

Небылицы для детей 3-4 класса

***

Теплая весна сейчас,Виноград созрел у нас.Конь рогатый на лугуЛетом прыгает в снегу.Поздней осенью медведьЛюбит в речке посидеть.А зимой среди ветвей«Га-га-га!» — пел соловей.Быстро дайте мне ответ —Это правда или нет?

Л. Станичев

***

Я не зря себя хвалю,Всем и всюду говорю,Что любое предложенье.Прямо сразу повторю.Ехал Ваня на коне,Вел собачку на ремне,А старушка в это времяМыла кактус на окне.Ехал кактус на коне,Вел старушку на ремне,А собачка в это времяМыла Ваню на окне.Знаю я, что говорю,Говорил, что повторю,Вот и вышло без ошибок,А чего хвалиться зря?

Э. Успенский

***

Светофор на солнце тает,Пастушок на кошку лает,Снеговик в углу мяучит,Самосвал уроки учит,Шахматист горит без дыма,Паучок поймал налима,Рыболов залез на сноп,Рыжий кот наморщил лоб.Ученик привёз песок,Фокстерьер дудит в рожок…Поскорее нужно нам

Всё расставить по местам!

***
Дело было в январеПервого апреля.Жарко было во двореМы окоченели.По железному мостуСделанном из досок,Шел высокий человекНизенького роста.Был кудрявый без волос,Тоненький как бочка.Не было детей у него
Только сын да дочка.

***

Из-за леса, из-за горЕдет дедушка Егор.Он на сивой на телеге,На скрипучем на коне,Топорищем подпоясан,Ремень за пояс заткнут,Сапоги нараспашку,

На босу ногу зипун.

***

Иван Топорышкин пошел на охоту,С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.Иван, как бревно, провалился в болото,А пудель в реке утонул, как топор.Иван Топорышкин пошел на охоту,С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Иван провалился бревном на болото,А пудель в реке перепрыгнул забор.Иван Топорышкин пошел на охоту,С ним пудель в реке провалился в забор.Иван, как бревно, перепрыгнул болото,А пудель вприпрыжку попал на топор.

Д.

Хармс

***

Да и где же это виданное,Да и где же это слыханное,Чтобы курочка бычка родила,Поросеночек яичко снес.На высокую поличку взнес,А безрукий клеть обокрал,Голопузому за пазуху поклал,А безногий вперед побежал,Безголосый караул закричал,Да и где же это виданное,

Да и где же это слыханное?

***

Уж ты, бабушка Еленка,Ты такая рукоделенка,Топором сено кашивала,Решетом воду нашивала,Уж такая была вежливая,На свинье к обедне езживала,Подъезжала к золотым воротам.Увидала мужиков с бородам…У ворот, у ворот веселится народ,Мухи музыку играют,А коровы припевают,Утки – в дудки,Сверчки – в толчки,Комары в топоры

Тараканы в барабаны…

***

Новый трюк! Смертельный номер!Бегемот – на голове! Лев стоял на бегемоте!Крокодил стоял на льве! Волк стоял на крокодиле!И вдобавок на носу двухметрового удава…Волк держал как колбасу…Все кричали: Браво! Браво!Вдруг – немыслимое дело! На удава муха села…И удав, отпрянув вправо, поскользнулся на носу…Волк качнулся – и удаваПроглотил как колбасу.Рот открыв от удивленья,Волка слопал крокодил.Но и сам через мгновеньеЛьву в желудок угодил.Зашатался лев – и прямо

Рухнул в пасть гиппопотаму.

***

На поляне жили звери, чай любили, песни пели.Строили себе дома, выжимали облака,А водой из облаков умывались по утрам,Чтобы шерстка у зверей становилась красивей.А Потапыч на поляне развлекал друзей стихами.Конечно медом угощал, никого не забывал.В общем быт был там налажен: добывали сок из скважен.В реках водится кокос, ананас и абрикос.На поляне хорошо!

Приглашаем вас еще!

***

Ох, случилась беда:Загорелась вода.Проходил сторонойСолдат отставной.

Отставной солдат ТарасОт пожара речку спас,Огонь затушил,Себе славу заслужил:«Тарас седойТушил воду бородой!»Танцевала репка с маком,А петрушка с пастернаком,Кукуруза с чесноком,Наша Таня с казаком.

А морковка не хотелаТанцевать, танцевать,Потому что не умелаТанцевать, танцевать.Свинья на ели гнездо свила,Гнездо свила, деток вывела,Малых деточек, поросяточек.Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

Нелепицы и небылицы К. И. Чуковский назвал перевертышами.

Не бывать вороне коровою

Чуковский. Небылица «Путаница»Замяукали котята:«Надоело нам мяукать!Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:«Не желаем больше крякать!Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:Мяу, мяу!Кошечки захрюкали:Хрю, хрю, хрю!Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:Кря, кря, кря!Воробышек прискакалИ коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведьИ давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Только заинькаБыл паинька:Не мяукалИ не хрюкал –Под капустою лежал,По-заячьи лопоталИ зверюшек неразумных

Уговаривал:

«Кому велено чирикать –Не мурлыкайте!Кому велено мурлыкать –Не чирикайте!Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!»

Но весёлые зверята –Поросята, медвежата –Пуще прежнего шалят,Зайца слушать не хотят.Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,В мышеловку посадили.А лисичкиВзяли спички,К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,Выбежал из моря кит:«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

Долго, долго крокодилМоре синее тушилПирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,Поливали из бочонка.Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,Поливали из ушата.Тушат, тушат – не потушат,

Заливают – не зальют.

Тут бабочка прилетала,Крылышками помахала,Стало море потухать –

И потухло.

Вот обрадовались звери!Засмеялись и запели,Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Гуси начали опятьПо-гусиному кричать:

Га-га-га!

Кошки замурлыкали:Мур-мур-мур!Птицы зачирикали:

Чик-чирик!

Лошади заржали:И-и-и!Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж!

Лягушата квакают:Ква-ква-ква!А утята крякают:

Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают:Хрю-хрю-хрю!Мурочку баюкаютМилую мою:Баюшки-баю!

Баюшки-баю!

Небылица-небывальщина — это сказка, поверившая, после долгих уговоров, что все в ней дурь и вранье.
А. Д. Синявский

Небылица про Машу и маму

Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

У нас во дворе

Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!
Посмотрела я на все это и пошла с девчонками гулять.

Огромная небылица

Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:— Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.Говорит крокодилище:— Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

Так и остался зайчище ни с чем.

Небылица про зайца

Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает.

А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал.

Только съесть грозился.

Однажды

Однажды я пошла в лес и встретила там ежика. С большими пребольшими ушами. Он сидел и песню пел: «Пусть бегут неуклюже…» и ждал когда с яблони упадут спелые груши. Я поболтала с ним о делах и домой побежала.

Однажды летом

Однажды я шел летом по лесу. Вдруг мимо меня пробежал заяц с шишкой в зубах. Он быстро забрался на дерево и спрятал ее в дупло. Хорошо, что коровы по деревьям не бегают. А иначе бы все деревья лежали бы на земле.

Посмотрите с детьми весёлый мультфильм «Небылицы в лицах».

Источник: https://aromatyschastya.ru/nebylicy

Мир наоборот, или Для чего ребенку небылицы

Детские небылицы для 2. Небылицы в лицах

Русские небылицы для детей.

Зачем небылицы нужны детям

Сегодня вряд ли можно найти родителей, которых бы не волновала проблема развития ребенка.

Под руководством взрослых дети играют, рисуют, танцуют, поют, лепят, вырезают, складывают конструкторы, мозаики и пазлы. Им читают стихи, рассказы и сказки.

Но существует литературный жанр, который зачастую незаслуженно игнорируют не только родители, но и некоторые воспитатели. Речь идет о небылицах.

Эти творения чем-то похожи на сказки, но в последних сохраняется некоторое ощущение реальности, а вот в первых намеренно нарушается очередность событий, логика действий героев.

Казалось бы, зачем небылицы нужны детям, ведь задача взрослых – объяснить малышу как правильно, а как неправильно, что так бывает, а так не бывает. Однако дело как раз в том, что ребенок познает мир «от противного». В результате – он лучше запоминает. Подобную закономерность заметил еще Корней Иванович Чуковский и описал ее в своей книжке «От двух до пяти».

Чтение небылиц развивает внимание, мышление и воображение ребенка, воспитывает у него чувство юмора и, как это ни парадоксально, позволяет ощутить границы реальности. Он учится не принимать все на веру, а это очень важно во взрослой жизни.

Знакомить малыша с небылицами можно с трех лет. Для этих целей подойдут небольшие фольклорные произведения с понятным ему сюжетом. Например:

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла,

Ваня в лес пошел,

Лисий хвост нашел.

Или так:

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

После прочтения взрослый просит ребенка объяснить, как бывает на самом деле.

Детей постарше знакомят и с авторскими небылицами. К этому жанру обращались многие детские поэты, среди которых Д. Хармс, Г. Сапгир, Б. Заходер, Я. Бжехва, А. Усачев и другие. У подросшего ребенка уже недостаточно просто спросить, как бывает и как не бывает. Важно дать волю его фантазии.

Например, прочитав стихотворение-небылицу Яна Бжехвы «На Горизонтских островах», взрослый предлагает малышу нарисовать или слепить эти таинственные острова или даже придумать свои.

После прослушивания песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» интересно вместе с ребенком придумать и нарисовать существо, у которого «такие перья, рога такие, копыта очень стройные и добрая душа». Конечно, взрослый выполняет лишь роль подсказчика, а все остальное ложится на плечи малыша.

Или же пусть «изобретет» аппарат для сбора клюквы как герой Ю. Энтина из стихотворения «Небылицы». Идея воплощается в рисунке, аппликации или композиции из пластилина. Также подойдут кубики, детали конструктора, природный материал (шишки, желуди, каштаны). Потом ребенок с удовольствием расскажет о своем «ноу-хау».

Небылицы для детей – это не только литературные произведения, но и картинки, раскраски. Полезно предложить малышу определить, что перепутал художник, раскрасить черно-белую картинку-небылицу. Возможно, впоследствии он сам захочет нарисовать что-то необычное. Наконец, с небылицами ребенок знакомится в детском театре, во время просмотра мультиков и детских кинофильмов.

Впрочем, чрезмерно увлекаться подобными произведениями тоже не стоит. Любой абсурд, парадокс, выход за пределы реальности ослабляет психологическую защиту человека, а дети более чувствительны, чем взрослые.

Поэтому игры с небылицами лучше сочетать с чтением произведений других жанров (сказки, рассказы), с иными, но не менее интересными занятиями (слушание музыки, прогулка во дворе, поездка на дачу и т. д.).

«Небывальщины-небылицы…»

Небывальщины-небылицы

Лежат в бабушкиной светлице,

Завёрнуты в тряпицы

В медом ларце

На дубовом поставце,

Кого хочешь — позабавь,

А ларец на место поставь.

«У Иванова двора…»

У Иванова двора

Загорелася вода.

Всем селом пожар тушили,

А огонь не загасили.

Пришёл дедушка Фома,

Расседая борода.

Он народ погнал в овин,

Затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной:

Затушил он бородой!

Ульяна, Ульяна

Ульяна, Ульяна,

Садись-ка ты в сани,

Пойдем-ка с нами,

В новую деревню;

Во новой деревне

Во старом селенье

Много див узнаешь:

Курочка в сережках,

Петушок в сапожках,

Козел в новых портках.

Коза в сарафане,

А бык, в кожане,

Утка в юбке,

Селезень в жерельях,

Корова в рогоже, —

Нет ее дороже.

Вы послушайте, ребята

Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой,

От конька -горбунка

И медведя плясунка:

Облоухая свинья

На дубу гнездо свила,

Поросила поросят

Все по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь хотят,

Полетели, полетели

И на воздухе присели.

Косолапый медведь

С мухи шкуру содрал,

Полусапожки себе сшил,

В полусапожках щеголял,

Поскользнулся и упал.

Источник: https://moyamamma.ru/mir-naoborot-ili-dlya-chego-rebenku-nebylitsy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.