Как отмечают новый год буддисты. Сагаалган — Буддийский Новый год в Сибири

Содержание

Буддийский Новый год: Как его отмечают в России?

Как отмечают новый год буддисты. Сагаалган — Буддийский Новый год в Сибири

Ровно через месяц после начала китайского Нового года, праздник приходит к буддистам. День определяется по лунному календарю и выпадает на первое весеннее новолуние. В 2020-м праздник отмечают 24 февраля.

Как появился праздник?

Праздник появился благодаря внуку Чингисхана Хубилайю, который в XIII веке правил Китаем и Монголией. Во времена его правления люди пользовались китайским астрологическим календарем, где начало года выпадало как раз на конец зимы.

Изначально праздник имел одно название — Цаган Сар, что в переводе с калмыцкого означает «белый месяц». Во времена Древней Монголии праздник отмечался осенью, когда заканчивалась заготовка молочных продуктов на зиму, то есть на начало следующего года.

Хан Хубилай перенес дату Цаган Сара на конец зимы.

Празднование буддийского Нового года в Чите, 2018 год. ТАСС / Евгений Епанчинцев

Когда власть монголов в Китае пала, китайцы перестали отмечать этот праздник, но традиция прочно закрепилась в Монголии и перекочевала в другие смежные этносы.

Буряты называют праздник Сагаалган, калмыки — Цаган Сар, а тувинцы — Шагаа. В России буддийский Новый год в основном празднуют небольшие этнические группы, проживающие на территории республик Хакасия, Бурятия, Тыва, Алтай, а так же в Забайкальском крае и Иркутской области. В этих регионах день буддийского Нового года является выходным.

Традиции буддийского Нового года в разных этносах

За два дня до начала Белого месяца, буряты проводят ритуал очищения «Дугжууба», в ходе которого люди водят по своему телу кусочком теста, а после делают из него небольшого человечка и кидают в огромный костер возле дацана — буддийского храма. Таким образом они оставляют огню свои беды и неудачи, не желая нести их в Сагаалган.

В последний день в году проводится уборка в доме и приглашается Лама — гуру, который проводит обряд очищения «Гутор». Предновогоднюю ночь буддисты проводят на служении в дацанах.

А те, кто не идет на службу, стараются проснуться до рассвета, чтобы получить благословление богини Палдэн Лхамо, она хранит секреты и здоровье ее почитателей. Кто-то вообще не ложится спать и проводит ночь в медитации, чтение молитв и мантр.

В «бутуу удэр» — канун Нового года, советуется воздержать от употребления алкоголя и мясных продуктов.

Проведение ритуала после молебна «Дугжууба» в Новосибирске. ТАСС / Кирилл Кухмарь

У калмыцкого народа похожие предновогодние хлопоты. Они также отправляются на богослужение в храмы и проводят ритуал с кусочком теста. Ночь перед праздником проводится в кругу членов семьи, которые делают подношения к домашнему алтарю, зажигают лампаду и томно перебирают четки.

Тувинцы в канун Шагаа проводят время в своих храмах — «хурээ», а после молитвенных чтений отправляются на священную гору Догээ.

Там они разжигают огромный костер и проводят буддийский обряд «Сан-салыр», во время которого бросают в огонь пищу.

В действии участвуют только мужчины: брошенная еда должна перейти в мир духов в качестве угощений. Тувинцы верят, что в знак благодарности духи будут оберегать их весь год.

Празднование Нового года в Бурятии. ТАСС / Евгений Епанчинцев

После всех ритуалов и подношений, наступает Белый месяц. Со второго дня буддисты начинают ходить по гостям, посещая друзей и родственников. Сначала навещают самых старших близких людей, а молодых — в последнюю очередь.

Праздничное застолье

Праздничное меню буддистов в основном стоит только из пищи белого цвета. На столе преобладают молочные продукты: творог, сметана, молоко и курунга — бурятский кисломолочный продукт, напоминающий кумыс.

Не обходится и без мясных продуктов, буддисты готовят баранину, конину и говядину, а также традиционные мясные пельмени — буузы.

Для того, чтобы согреться после гуляний, на стол подают бульон бухлер, сваренный из мяса на кости с добавлением лука и лаврового листа.

Бурятские буузы. Instagram @combudubuuzy

Калмыки пьют традиционный чай джоба с молоком и пряностями, а закусывают лакомством борцоки. У тувинцев принято угощать сыром быштак и жаренным в масле печеньем боорзак.

Что дарят на буддийский Новый год?

В Белый месяц у буддистов принято ходить по гостям с подарками. Обход начинается с раннего утра. Молодые люди и семьи посещают старших родственников и вместе с пожеланиями, дарят недорогие, но нужные мелочи. Самым первым новогодний подарок получает старший мужчина в семье. 

ТАСС / Владимир Смирнов

До революции хорошим подарком считался нюхательный табак или курительная трубка. А женщинам дарили принадлежности для кухни и ткань. Сейчас принято дарить символ нового года и обычные подарки, которые дарят на праздник во всей России. По первому пришедшему гостю семья определяла течение будущего года. Если в их дверь зашел человек со счастливой судьбой, то и год будет счастливым. 

Источник: https://www.5-tv.ru/news/284561/buddijskij-novyj-god-kak-ego-otmecaut-vrossii/

Буддисты встречают

Как отмечают новый год буддисты. Сагаалган — Буддийский Новый год в Сибири

МОСКВА, 23 фев — РИА Новости, Антон Скрипунов. Российские буддисты в ночь на понедельник встретят новый год по лунно-солнечному календарю — Сагаалган.

Считается, что от этого дня зависит благополучие человека и всего мира на следующие 12 месяцев. А в 2020-м начинается еще и новый календарный цикл, сулящий глобальные изменения.

Что можно и нужно делать в праздник, кто такой Белый Старец и как ответственно творить будущее — в материале РИА Новости.

Самый крайний Новый год

Спор, которому нет конца: когда убирать новогоднюю елку? Одни говорят, что после 1 января в ней нет нужды, другие — что надо дождаться старого Нового года 14 января, третьи ждут конца января. А кто-то и вовсе не торопится выносить дерево из дома.

По крайней мере, буддисты тут не видят смысла торопиться. У них Новый год, в сравнении с другими традиционными для России религиями, наступает позже всех. У православных христиан он начался еще 14 сентября прошлого года (по церковному календарю), у мусульман — 31 августа, у иудеев — 1 октября.

У последователей Будды тибетской традиции Новый год — “самый крайний”. Он наступает в ночь на 24 февраля. Именно тогда в свои права вступает Железная Мышь, сменив на посту главный календарный символ Желтую Свинью. Звучит, может, немного по-детски, но с точки зрения буддизма наступающий год очень важен для всего мира.

“С Железной Мыши начинается 12-летний календарный цикл. А вместе с ним и различные фундаментальные процессы и большие перемены”, — говорит замглавы Буддийской традиционной сангхи России, настоятель санкт-петербургского дацана “Гунзэчойнэй” лама Буда Бадмаев.

Поэтому он советует именно с этого года начать реализацию различных глобальных идей. Но главное, чтобы их целью была добродетель — “тогда все 12 лет будет положительный результат”.

Все болезни — в костер

Поговорка “Как Новый год встретишь — так его и проведешь” лучше всего подходит как раз к буддийскому Сагаалгану. Все его ритуалы и традиции соответствуют этому принципу. И неудивительно. Ведь буддисты верят, что мир соткан из причинно-следственных связей: причину чего-то хорошего или плохого в жизни надо искать в совершенных в прошлом поступках.

Поэтому прежде всего верующие стараются достойно проводить год уходящий. Для этого они 22 февраля совершили специальный обряд под названием Дугжууба.

“Мы обращаемся к божеству, вызывающему крупные природные катаклизмы. Для этого разводим большой костер, который и символизирует бедствия. И мы это божество задабриваем, чтобы из-за его действий живые существа как можно меньше страдали. Мы делаем специальные приготовления, которые кидаем в огонь”, — рассказывает лама Бадмаев.

Также верующие самостоятельно совершают очень интересный ритуал: готовят дома из воды и муки кусочки теста, которые скатывают в шарики, — и затем обтирают ими тело. Тесто как бы вытягивает все болезни, негативные эмоции и мысли, накопившиеся в уходящем году. Потом эти шарики сжигают в ритуальном костре.

А 23 февраля ламы призывают “защитницу буддийского учения” — богиню Палдэн Лхамо. Считается, что во время особого торжественного ритуала она незримо вместе со своей свитой обходит дацан.

“Этот ритуал длится почти сутки. Священнослужители молятся за благополучие живых существ, которые обитают в этой местности, — чтобы не было бедствий и жизнь протекала гармонично. А на рассвете 24 февраля ламы обмениваются своими кушаками — и с этого момента начинается Сагаалган, буддийский Новый год”, — объясняет лама.

Белый месяц — первый в годовом цикле буддийского календаря — особый период для верующих, когда действие молитв, ритуалов и подношений усиливается многократно. От того, как тот или иной человек будет себя вести в эти дни, зависит его благополучие в наступившем году.

Поэтому буддийское духовенство призывает посвятить дни Сагаалгана добрым делам, избегать ссор и обид. И конечно, разделить радость праздника с родными и близкими.

Буддийский Дед Мороз

В России Сагаалган традиционно отмечают в Калмыкии, Туве, Бурятии, на Алтае и в Забайкалье, где большая часть населения исповедует буддизм. Там первый день нового года объявляется выходным.

Празднуют и публично, массово, и в семейном кругу. Традиция дарить подарки на Новый год не обошла стороной и буддистов: они совершают подношения как различным богам и духам, так и друг другу.

Кроме того, у приверженцев этой веры есть свой особенный Дед Мороз. У него тоже белая борода, длинное, украшенное узорами одеяние и добрый взгляд. Его зовут Белым Старцем, или Сагаан Убгэном. Это один из главных покровителей праздника. Ему молятся о плодородии земли и благоденствии народа. И ждут подарков.

Каждый год в Иволгинский дацан в Бурятии — духовный центр российского буддизма — приходят письма детей со всех уголков страны. Адресат один: Белый Старец.

Пишут порой совсем не из буддийских регионов. В этом году Сагаану Убгэну пришли конверты, например, из Москвы, Уфы, Магадана, Казани и Сургута. При этом официальная резиденция Белого Старца, как считается, расположена в Монголии.

“Елку ставить нужно!”

Но, конечно, главное для верующих в Сагаалган — не просить, а отдавать. То есть истории про Белого Старца служат для буддистов не просто легендами, а призывом к действию.

Поэтому в некоторых регионах обмен подарками стал отдельным ритуалом. Например, в Бурятии это происходит так: даритель держит на руках хадак — ритуальный шарф, вручаемый в знак почтения, а на нем лежит сам подарок. Принимающему же следует взять дар двумя руками, причем обязательно сидя. И все участники церемонии должны быть в головных уборах.

Обычно этой церемонии посвящают первый день праздника, который, как считается, нужно провести в семейном кругу. А в остальные дни верующих призывают навестить родителей, братьев и сестер. А также тех, кто особо нуждается в поддержке.

“Конечно, у каждого народа, каждой семьи есть свои традиции Сагаалгана. Но самое главное — нужно делать что-либо полезное как для знакомых, так и для незнакомых людей. Можно вручить какой-нибудь сувенир или хотя бы одарить улыбкой и теплыми словами”, — объясняет Буда Бадмаев.

И несомненно, по его словам, в течение всего новогоднего Белого месяца нужно “сохранять особый настрой”, от которого будет зависеть благополучие весь предстоящий год.

“Можно даже снова достать елку и установить ее дома. Да что там можно — нужно! Это будет напоминанием о Дедушке Морозе — мы его называем Белым Старцем. Ведь, как мне кажется, каждый буддист должен быть таким (как Белый Старец. — Прим. ред.): делиться добротой не только с ближними, но и со всеми людьми. И тогда в мире будут спокойствие и благополучие”, — отмечает лама.

Источник: https://ria.ru/20200223/1564986435.html

Сагаалган: как российские буддисты празднуют Новый год

Как отмечают новый год буддисты. Сагаалган — Буддийский Новый год в Сибири

Исповедующие буддизм россияне отмечают начало глобального обновления.

Сагаалган (Цаган Сар) или праздник Белого месяца – одно из важнейших событий для буддистов России. Оно выпадает на первый лунный день весны, символизируя обновление природы и человека. В 2019-м праздник пришелся на 5 февраля.

Больше всего российских буддистов сегодня проживают в пяти регионах страны – в Бурятии, Тыве, Калмыкии, на Алтае и в Забайкальском крае. Однако за последние годы крупные общины возникли также в Москве, Петербурге, Самаре и некоторых других мегаполисах.

Общая численность буддистов в масштабе страны составляет порядка 1%.

Впрочем, как рассказала «ПолитЭксперту» представитель пресс-службы петербургского Дацана Гунзэчойнэй Наталья Чичерина, рост просвещенности населения в области буддизма неуклонно растет, а вместе с этим увеличивается и число прихожан.

«К примеру, в воскресенье на церемонии очистительного огня, Дугжууба, в дацане побывало несколько сотен человек», – отметила собеседница ПЭ.

Очищающий костер и «обтирание» тестом

Белым Месяцем этот праздник называют неспроста – у монголов и бурят белый цвет символизирует добро и благополучие, честность и чистоту, которыми люди стремятся наполнить весь последующий год.

Ночь накануне нового года называют «безлунной». В эту ночь в дацанах устраивают обряд очистительного огня – Дугжууба.

«Это обряд раскаяния, очищения и расставания со всем плохим, что было за год – с ошибками, обидами, ссорами, заблуждениями и болезнями. Ритуал заключается в символическом сжигании всего этого», – рассказала Наталья Чичерина.

Сопровождая действо молитвами, ламы зажигают костры. В один из них отправляют Соор – увенчанную черепом конструкцию, которая олицетворяет ошибки и грехи ламской общины. Второй костер предназначен для очищения прихожан.

dazanspb.ru – пресс-служба Дацана Гунзэчойнэй 

К этому рядовые буддисты готовятся дома: замешивают тесто из муки и воды, а затем кусочком обводят вокруг рта, лба, груди и любых больных мест на теле — чтобы снять с себя все плохое.

Именно эти комочки потом и бросают в костер, сжигая, тем самым, негативную карму и освобождая место для здоровья, радости и мудрости.

  • politexpert.net – Мария Красикова
  • politexpert.net – Мария Красикова
  • politexpert.net – Мария Красикова

Щедрые угощения и подарки

Важными элементами Сагаалгана считаются щедрые подношения и походы в гости.

«Дарить подарки очень важно. Это проявление щедрости — верный знак материального достатка на год. Угощения на Сагаалган тоже особенно сытные и разнообразные», – рассказала Наталья Чичерина.

Праздничный стол обычно накрывают в преддверии праздника, с изобилием белых лакомств – творога, сметаны и риса, – а также других необычных блюд, которые часто готовят лишь раз в году.

После окончания семейного ужина остатки еды по традиции собирают в чашу, отправляя туда же старые вещи, монеты и свечи и в качестве откупа от зла и несчастий оставляют на пустыре. Уходить важно, не оборачиваясь – чтобы не вернуть выброшенные невзгоды.

dazanspb.ru – пресс-служба Дацана Гунзэчойнэй 

Запрограммироваться на благо

До наступления нового года ламы и монахи несколько дней читают многочасовые хуралы – молебны и мантры, созывая добрые силы и настраивая сознание на обновление.

Незадолго до праздника освящают также особые подношения Защитникам Дхармы – балины. Это священные пироги, которые ламы изготавливают из теста, сопровождая действо молебнами. Их ингредиенты несут сакральный смысл. Во время встречи Нового года прошлогодние балины заменяют новыми, чтобы весь год Защитники хранили дацан и его прихожан от разных бед.

Накануне праздника буддисты обращаются к богине милосердия Зеленой Таре и Защитнице буддийского учения Палден Лхамо, которая усмиряет злых духов и спасает людей от внутренних и внешних врагов.

Всю последнюю ночь ламы молятся о том, чтобы наступающий год принес мир и благополучие во всем мире.

  dazanspb.ru – пресс-служба Дацана Гунзэчойнэй 

«Смысл неусыпного молитвенного действа в том, чтобы напитать пространство добрыми пожеланиями, «запрограммировать» себя, весь город, всю страну и планету на благо», – пояснила Наталья Чичерина.

Самая радостная часть происходит на рассвете – утомленные, но наполненные благой энергией люди поздравляют друг друга с наступлением нового года, обмениваясь хадаками – разноцветными шелковыми шарфами, символизирующими уважение и пожелание добра.

dazanspb.ru – пресс-служба Дацана Гунзэчойнэй 

Празднование длится весь месяц, во время которого буддисты ходят в гости к родным и друзьям, одаривая друг друга подарками и сердечными пожеланиями на целый год.

Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.

Аврора Зорина

Источник: https://politexpert.net/140652-sagaalgan-kak-rossiiskie-buddisty-prazdnuyut-novyi-god

Новый год в буддизме как его празднуют в разных традициях

Как отмечают новый год буддисты. Сагаалган — Буддийский Новый год в Сибири

Новый год, наверное, самый любимый праздник на нашей планете. Неудивительно, ведь это прекрасный повод оставить невзгоды, горести, переживания в прошлом и с надеждой войти в светлое будущее. И хотя разные народы празднуют его по-разному, все одинаково пребывают в волнительном ожидании чуда.

Эта статья расскажет, как отмечают Новый год в буддизме, чем отличается торжество тибетцев от праздника приверженцев тхеравады, какие вкусности принято готовить на этот праздник и чем различаются буддийские новогодние традиции в разных уголках Земли.

  • 1 Буддийский Новый год
  • 2 Тибетское торжество
  • 3 Праздник в тхераваде

Буддийский Новый год

Этот светлый праздник в буддизме именуется как Сагаалган, что в переводе с монгольского значит «белый месяц». Определенной даты у него нет – она зависит от лунного календаря и назначается после специальных астрологических вычислений. Дата выпадает на первый лунный день весны и может наступить с конца января до середины февраля.

Приходит Сагаалган, а это значит, что заканчивается тяжелое время зимовки домашнего скота и весна не за горами.

Со времени появления – с 13 века – до 1700 года эта традиция отмечалась осенью, по окончании сезонных работ, и лишь три столетия тому назад ее перенесли на привычный для нас период.

Это торжество вызывает у буддистов легкий трепет, ведь появляется возможность выбросить все неприятное, что накопилось за год. Однако для этого нужно тщательно подготовиться.

Перед праздником людям желательно выдержать однодневный пост, а также придерживаться чистоты в мыслях, действиях, высказываниях. Это поможет материальной и духовной оболочке человека очиститься от зла, скверны, отрицательных эмоций.

Ночь накануне первого дня года называется «безлунной». Храмы устраивают обряд очистительного огня – Дугжууба. Люди верят, что в этом огне сгорают все неприятности, произошедшие за год.

В этот же день члены семьи приглашают к себе почтенного ламу, чтобы провести специальный ритуал очищения, именуемый как Гутор. С приходом ночи они облачаются в белые наряды и накрывают праздничный стол, который ломится от изысканных кушаний. Трапеза проходит в узком кругу самых близких родственников: на походы в гости будет еще целых две недели впереди.

Что любопытно, даже в блюдах буддисты проявляют любовь к белому цвету, который символизирует чистоту и новые начинания. На ужине изобилуют именно белые вкусности: рис, творог, сметана, масло. Наконец верующие могут дать волю аппетиту и разгуляться, смакуя необычные блюда, которые часто готовятся только в единственный вечер в году:

  • саламаат – пшеничная, ячменная или ржаная каша с маслом и сметаной:
  • буузы – традиционные пельмени с бульоном внутри;
  • холисо – сладкое творожное угощение с черемухой;
  • шанешки – булочки со сладкой начинкой.

После того, как ужин окончен, остатки еды собирают в чашу, туда же кидают старые вещи, монеты, свечу и торму – фигурку человека, вылепленную из теста. Содержимое чаши – своеобразный откуп от зла и несчастий, который члены семьи вместе выкидывают в пустыре. Возвращаясь обратно, они боятся оборачиваться, потому что верят, что так можно вернуть только что выброшенные невзгоды.

Наутро нужно встать засветло либо не спать совсем. Время до рассвета можно заполнить чтением молитв и мантр, медитациями.

А ранним утром придет Балдан-Лхамо – прекрасное божество, способное наградить счастьем и везением на ближайшее будущее.

Однако благосклонность божества нужно заслужить – оно приходит, чтобы проверить, как готова семья к грядущему году: в доме должно быть убрано, дети – опрятны, домашние животные – сыты и ухоженны.

Незадолго до праздника ламы-астрологи составляют прогнозы на год. В храмах монахи проводят службу, а когда часы пробивают 6 утра, главный монах наконец благоговейно объявляет о том, что новый год вступил в полноправную силу.

Через день приходит время поздравлять близких и дальних родственников. 15 дней буддисты празднуют, принимают гостей, сами посещают их и радуются торжеству новой жизни.

«Культ» белого не отступает и сейчас – на столах все те же белые блюда, а подарки – традиционного белого цвета. Хотя тут есть одна хитрость – подарок можно просто упаковать в белую коробку. Но даже в этом нехитром обряде важно соблюсти традиции – дары преподносятся на специальном полотне, а люди должны быть при головном уборе и стоять лицом друг к другу.

В 2020 году Сагаалган приходится на 23 февраля.

Тибетское торжество

Тибетский Новый год называется Лосар. Во многом он похож на традиционный буддийский Сагаалган, даже отмечается в тот же день. Но тибетцы – особенный народ, поэтому празднуют они тоже по-особому.

В бывшей столице Тибета – в Лхасе – к Новому году готовились в прямом смысле припеваючи. С песнями и танцами около 2-3 десятков тысяч монахов собирали топливо на все праздники, устанавливали флаги, украшали дома, развешивая на них ленты с гирляндами.

Накануне праздника домочадцы готовят тесто на муке вперемешку с водой и им выводят благолепные узоры на стенах своего дома. Жизнь семьи в завершающий день года кипит: готовятся пироги, наводится порядок.

Особенно интересна традиция сродни современным печеньям с предсказанием: в первое утро года едят булочки с несъедобной начинкой. Наткнешься на пирожок с бумагой – преуспеешь в учении, с деревом – бойся бедности, с навозом – лови удачу за хвост.

В монастырях в честь проводов уходящего года устраивают традиционный обряд чам (цам) – удивительное зрелище, где танцуют монахи, надевшие маски, и миряне, вооружившиеся мечами.

Праздник в тхераваде

Школа тхеравады распростерлась по всей Юго-Восточной Азии и прочно укоренилась на Шри-Ланке, в Камбодже, Таиланде, Мьянме, Лаосе. Такие страны, как Китай, Малайзия, Вьетнам, Индонезия, Сингапур, приоткрыли дверь для ее традиций, а вместе с ними – для тхеравадинского Нового года.

Наступает он здесь немного позже, чем в остальном буддийском мире, а именно – в первую полную луну апреля. И народные гулянья кажутся скромнее – всего три дня против классических двухнедельных празднеств. Но обычаи все такие же интересные.

Возле храмов воздвигаются горки из песка. Это не просто бессмысленная забава, а символ центра создания мира в представлении приверженцев школы. Название ему – гора Мера.

Здесь же многочисленные статуи Будды Шакьямуни облачают в одежду монахов. В некоторых странах принят жест сострадания ко всему живому: для этого покупается рыба, а потом она выпускается обратно в воду. Тайцы же любят обливать водой скульптуры Пробужденного и друг друга.

В каждой школе буддизма свои особенности празднования, многовековые обычаи и забавные традиции, иногда похожие просто на ребяческие шалости. Но их объединяет главное – вера в счастливую жизнь, добрые силы и радужное будущее.

Источник: https://nlo-mir.ru/bezrubriki/novyj-god-v-buddizme-kak.html

Как правильно подготовиться к Сагаалгану и встретить восточный Новый год

Как отмечают новый год буддисты. Сагаалган — Буддийский Новый год в Сибири

В этом году в республике будет четыре выходных дня, начиная с субботы 22 февраля. И это очень удобно, ведь подготовка в восточному Новому году занимает очень много времени.

Дело в том, что Новый год у нас называется Белый месяц и четко делится на три основные фазы: канун, первый день Нового года и остальные дни праздника, когда обязательно нужно навестить родственников, начиная со старейшин.

Поэтому необходимо правильно подготовиться к этому празднику.

В старину, да и сейчас в селах еще осенью при забое скота лучшие куски мяса оставляли на Сагаалган. Заранее запасались и молочными продуктами. Закупали сладости для малышей, которых нельзя отпускать без угощения и вкусных подарков. Покупали обновки себе и подарки своим старшим родственникам и гостям. 

В домах надо провести не просто генеральную уборку, а непременно избавиться от хлама и старой одежды. На буддийском Востоке это означает избавиться от старых неудач.

Проводят очищение огнем, окуривают всех членов семьи, дом и имеющиеся строения.

В старину бурятские мужчины перед Новым годом обновляли основной символ дома – коновязь, готовили новые сбрую и седло и даже меняли ошейник и привязь собаки. 

Почему Сагаалган отмечали осенью, а теперь в преддверие весны

Бурятский Новый год как любой народный праздник во многом сохранил древние религиозные традиции. До принятия буддизма буряты как большинство кочевых народов отмечали Новый год осенью. Если вдуматься, то легко понять почему.

Завершался теплый сезон, за который скот – главное богатство кочевника набирал вес. С тех времен жива бурятская традиция осенью прибавлять возраст скоту. Так, тугал (телёнок) становится осенью буруу (годовалым), буруу-хашаригом (двухгодовалым) и т.д.

 Наступившие холода позволяли замораживать мясо. С тех времен сохранилась традиция во время осеннего забоя скота лучшее мясо оставлять для новогоднего стола. В эту осеннюю пору, когда на горизонте появлялось созвездие Плеяд, начинались и облавные охоты.

Они позволяли не только сделать дополнительные запасы мяса на долгую зиму и добыть теплый мех. Облавные охоты это еще и своего рода военные учения. 

Изобилие молочной «белой пищи» позволяло готовить на зиму сушеный творог, замораживали молочные пенки. Отсюда и название Сагаал-ха, которое шаманисты переводят как «стать белым».

А вот почему буряты перенесли празднование Нового года с осени на зиму, есть разные версии. Самая распространенная версия – внук Чингисхана Хубилай хан перенес столицу в Пекин и основал в Китае монгольскую династию Юань. И на всей территории империи Новый год стали отмечать по земледельческому календарю народов Юго-восточной Азии.

Почему Сагаалган иногда не совпадает с Новым годом в странах Юго-восточной Азии

Вы заметили, что наш восточный Новый год часто не совпадает с датой его празднования в других восточных странах. Например, в Китае и других странах буддийского Востока Новый год уже наступил 24 января.

Это потому что там пользуются древней китайской системой летоисчисления, основанной на нумерологии, геомантии и фэн-шуй. К бурятам же буддизм пришел из Тибета, где время считают по древнеиндийской астрологии.

При всей схожести этих двух календарных систем они используют разные годы для начала отсчета «больших» 60-летних циклов и различные техники исчисления поправок. Отсюда и разница в датах празднования Нового года. 

Как вести себя за сутки перед Сагаалганом

Теперь о буддийских традициях в праздновании Сагаалгана. Сутки перед Новым годом по-бурятски называют «бутуу удэр». В буквальном переводе означает закрытый, глухой или тёмный день. По лунному календарю это тридцатый, завершающий день последнего зимнего месяца. Он символизирует старый год, уходящий во «тьму» времени. Это стык старого и нового.

Потому и традиция проводов старого года называется «бутуулхэ». За день до «бутуу» завершают  все приготовления, еще раз проводят уборку дома, хозяйства и окрестностей вокруг жилья. Перетряхивают постель и одежду, верующие проводят  обряд «бурхан дэлгээлгэ», когда празднично украшается алтарь.

На нем устанавливают яства, чтобы пища освящалась божествами и на другой день ее можно есть самим. Зажигают «зула» (лампады) и «хужэ» (спрессованные в виде палочки ароматные травы). Хозяйки готовят кушанья и начинают выставлять их на стол во второй половине дня. Вечером дня «бутуу» семья в полном составе садится за стол.

В эту самую тёмную ночь на стыке старого и нового нужно пить чай, застегнув все пуговицы своей одежды. Согласно древнему монгольскому обычаю, в головных уборах. Чай сначала преподносят огню и богам, а потом хозяйка наливает хозяину дома, затем остальным домочадцам. В этот день верующие должны постараться соблюсти пост.

Крайне нежелательно есть мясо и употреблять спиртное. Это мешает полностью духовно и физически подготовиться к встрече Нового года, сосредоточиться на благих мыслях и поступках.

Самый важный ночной молебен

Его называют хурал Цедор Лхамо. Эта служба проводится в последнюю ночь старого года. Именно в эту ночь желательно бодрствовать. Считается, что богиня Лхамо, индийское имя Шридэви в канун Нового года нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им своё благословение.

Она считает людей, которых ей предстоит защищать в наступающем году. Спящего человека она может не заметить или принять за мертвого. Таким образом, восточный Новый год наступает не в 12 часов ночи, как мы привыкли. А когда в предрассветной светлеющей темноте можно различить линии на ладони.

Это означает наступление первого дня Нового года. Тогда и начинаются поздравления. 

Кого и как поздравлять?

В этот первый день первым с праздником поздравляют дети главу семейства, который желает им счастья и долголетия. Если родителей нет в живых или они далеко, то навещают старших в роду: дядю, тетю, брата или сестру.

Есть особый жест новогоднего приветствия. Младший старшему протягивает обе руки ладонями вверх. Старший, в свою очередь, кладёт свои руки сверху ладонями вниз.

Должно получиться так, будто младший поддерживает старшего человека под локти. Это глубоко символичный жест, означающий готовность младшего всегда поддерживать старшего в жизни.

А если приветствуют друг друга мужчина и женщина ровесники, то женщина считается младшей. 

Подарки старшим вручаются по отработанному веками ритуалу.  Даритель должен держать в руках шелковый платок – хадак открытой стороной к одариваемому. Поверх хадака на ладонь правой руки или на соединённые ладони ставится подарок. Даритель и получатель должны обязательно быть в головных уборах и стоять лицом друг к другу. Если подарок дарят вам, то вы принимаете его сидя и обеими руками. 

Праздничный стол включает блюда, редкие для повседневной пищи. По старинным традициям, почётным блюдом служила отварная баранья голова. Сейчас ее с успехом заменяет грудинка.

Конечно же, готовятся буузы, хушууры, саламат – мучная каша на сметане, кровяная колбаса, варится бульон с цельным куском мяса – бухлёр. И непременный атрибут – молочные продукты: творог, сметана.

С них начинают угощение. 

Первые 15 дней Нового года

Уже после наступления Нового года в его первые 15 дней проводятся богослужения, посвящённые пятнадцати чудесам Будды. В это время луна «новая», растущая.

Период считается наиболее подходящим временем для молитв и проведения обрядов на год, т.к. совершенная в это благословенное Буддой время добродетель увеличивается во много крат.

Совершаются обряды возлияния – «сэржэм» и подношения – «далга». 

Самое время посетить ламу-астролога (зурхайши) и узнать об особенностях года для себя и своих детей. Астрологический прогноз правильнее будет назвать вычислением того как наступивший год и его стихия металла будет влиять на вас.

Ведь буддийская астрология это такая же наука, которой много лет учатся в буддийских университетах. Буддийские астрологи почти как математики вычисляют благоприятные или неблагоприятные периоды и дни для людей и их дел.

Астролог же и вычислит, в каком положении находится ваш конь энергии – хий морин, символизирующий состояние вашего благополучия. В правильном положении «крылатый конь» как бы взлетает ввысь.

Если «падает» вниз головой, то у человека будет плохое настроение, упадок сил, дела будут идти очень плохо, его будут преследовать неудачи. В зависимости от года рождения хий морин имеет свою окраску. Лама читает молитву, и человек развешивает хий морин в заданном направлении.

Источник: https://www.infpol.ru/210971-kak-pravilno-podgotovitsya-k-sagaalganu-i-vstretit-vostochnyy-novyy-god/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.