Когнитивное развитие личности. Теория когнитивного развития личности Пиаже

Содержание

Стадии когнитивного развития личности в психологии детей и взрослых по Пиаже

Когнитивное развитие личности. Теория когнитивного развития личности Пиаже

Когнитивное развитие – это изменение умственных способностей с течением времени в процессе обучения. К нему относят познавательные процессы, такие как память, усвоение и формирование новых понятий, достижение целей, логическое мышление, воображение. Исследованием их занимается когнитивная психология.

Когнитивное развитие

Что такое когнитивное развитие

Изучение когнитивного развития позволило сделать шаг в познании психологического здоровья детей и подростков.

Мыслительные процессы необходимы для взаимодействия с окружающим миром. По мере взросления они совершенствуются, что позволяет ребенку, а затем подростку взаимодействовать с внешней средой. Такое изменение, происходящее постоянно, называется когнитивным развитием. Критериями его оценки служат:

  • память;
  • восприятие;
  • способность мыслить категориями, ставить цели и выполнять их;
  • логика;
  • воображение.

Особенности развития Жана Пиаже

Теория когнитивного развития разработана Жаном Пиаже, знаменитым швейцарским психологом и философом. Она касается совершенствующихся способностей детей от рождения до 15 лет.

Ученый считал, что мышление ребенка отличается от умственных возможностей взрослого. Дело не только в опыте и житейской мудрости. Отличается качество мыслительных процессов.

При этом он выделял характеристики интеллектуальных способностей детей:

  • Умение судить о предмете или явлении, опираясь исключительно на собственные мысли и опыт. Для ребенка не существует иной точки зрения;
  • Склонность воспринимать события, учитывая только результат. Дети не обращают внимания на намерения, влияние дополнительных факторов, учитывают конечные проявления, то, что видят;
  • Привычку одушевлять движущиеся предметы, например, облака, поезд;
  • Относиться к существующим предметам и явлениям, как к созданным людьми;
  • Отсутствие логической связи между умозаключениями.

Когнитивный интеллект ребенка развивается, проходя через несколько стадий, сменяющих друг друга. Одни способности сменяют другие, развиваются. При этом высшая степень совершенства достигается к 15 годам.

Как развить когнитивное мышление

Когнитивные способности детей можно развивать следующими способами:

  • Для самых младших подходят игры на мелкую моторику, включающие использование бусин, круп, пуговиц. Можно перебирать мелкие предметы или позволить малышу пересыпать из одной емкости в другую;
  • Детям постарше помогут пазлы, конструкторы, мозаики, сложность которых нужно повышать по мере взросления. Полезны рисование, раскрашивание, вырезание. Далее можно заучивать стихи, пересказывать, составлять истории по картинкам или, опираясь на предложенные фразы.

Дети собирают пазл

Стадии развития личности в психологии

Развитие мышления у взрослого человека и ребенка — рекомендации

Теория Пиаже подразумевает существование трех этапов развития личности. Без успехов на предыдущем этапе невозможно развитие следующего. Для каждого периода характерен свой способ мышления, то, как ребенок воспринимает окружающую действительность.

Сенсомоторный этап

Сенсомоторный этап длится от рождения до двух лет. Младенец начинает познавать мир, и основные впечатления зависят от его восприятия. Многое он делает интуитивно, накапливая опыт, развивая способности. Моторные навыки совершенствуются, и к концу периода малыш в состоянии поставить цель и двигаться к ее выполнению.

Предоперационный этап

Дооперационная стадия продолжается до шестилетнего возраста. На мнение ребенка в детстве трудно повлиять, его точка зрения воспринимается как единственно правильная.

Начинают формироваться точные образы объектов и действия, которые над ними можно совершать. Они начинают существовать не только в действительности, как окружающие предметы, но и в воображении, представляются во внутреннем плане. При рассмотрении предмета ребенок не обращает внимания на всего его стороны. Он концентрируется на единственной детали, не придавая значения остальным.

Стадия операций

Операционная стадия занимает период от 6 до 11 лет. Действия подчиняются логике, мысли связаны между собой. Воображение школьников уже не стоит на первом месте, появляется реальность, с которой они начинают считаться.

Решение логических задач в этом возрасте становится подвластно. Но обобщение пока не постигается. Одни и те же действия над разными объектами могут характеризоваться иначе. Дети младшего школьного возраста пытаются решить ту же проблему заново.

Стадия формальных операций

После 11 лет дети начинают мыслить абстрактно, появляется способность рассуждать, давать определения сложным понятиям, делать логические умозаключения. В юности имеется определенный жизненный опыт, позволяющий анализировать происходящее и делать выводы. Период продолжается до 15 лет.

Упражнения для развития когнитивного мышления

Развитие интеллекта — как можно улучшить свои умственные способности

Некоторые простые упражнения помогут развить когнитивные способности не только детям, но и взрослым:

  • произносить услышанные слова наоборот;
  • пользоваться устным счетом;
  • вспоминать о произошедших за день событиях или возвращаться в памяти к давнему прошлому, сохраняя хронологию;
  • пытаться искать новый маршрут, добираясь до привычного места;
  • использовать слабую руку при выполнении ежедневных действий, например, писать или чистить зубы левой рукой (для правшей);
  • визуализировать информацию, которую нужно удержать в памяти;
  • рисовать двумя руками одновременно.

Пример упражнения

Важно! Следование упражнениям поможет достичь временного эффекта. Для развития, повышения эффективности когнитивных способностей необходимы регулярные тренировки.

Причины критики концепции Пиаже

Пиаже в своих исследованиях не уделял внимание такому компоненту, как социальный статус детей. Считал этот фактор незначительным и полагал, что переход от одной стадии развития к другой происходит автоматически. Между тем, дети, способности которых он исследовал, относились к довольно благополучным семьям, имеющим стабильный доход и уважение в обществе.

Обратите внимание! Пиаже мало внимания уделял социологии, не концентрируясь на взаимоотношениях детей и родителей. Поэтому обобщить результаты его исследований, применив на любого ребенка, невозможно. Многие психологи считают, что социальный статус в значительной мере влияет на умственное развитие.

Отмечают, что Пиаже затянул период до начала операций, выделив ему продолжительный временной промежуток. Дети в более раннем возрасте способны мыслить абстрактными категориями и делать выводы из накопленных знаний.

Пиаже считал формально-логическое мышление высшей степенью развития интеллекта. Пик его наступает в юношеском возрасте, к 15 годам.

Значит, подросток, учащийся в школе, способен найти решение определенной задачи не хуже и не медленнее мудрого руководителя крупной фирмы.

Но это касается только определенного круга вопросов, когда жизненный опыт и умения не подразумевают знание человеческой природы, а только наличие логики и способность производить действия с предметами, явлениями.

Мышление в действии

Несмотря на несовершенство теории Пиаже, она послужила фундаментом для многих профессиональных исследований, касающихся умственного развития детей, дала толчок к появлению новых взглядов на механизм когнитивного мышления.

В настоящее время разработано множество упражнений для детей и взрослых, направленных на улучшение интеллектуальных способностей. Также можно проверить умственный уровень развития и определить направления для работы. Постоянная тренировка и здоровый образ жизни помогут сохранить память и разум в тонусе на долгие годы.

Источник: https://srazu.pro/razvitie/kognitivnoe.html

Когнитивное развитие личности: необходимый жизненный ресурс

Когнитивное развитие личности. Теория когнитивного развития личности Пиаже

Приветствую всех, кому нравится психология. В ней особое место занимает тема роста личности. Как раз сегодня речь пойдет об одном из направлений этого движения. Рассмотрим когнитивное развитие личности. Что это за понятие и как в нас оно развивается?

В своих статьях я обращал внимание, что наш мир постоянно меняется, эволюционирует. И люди не могут оставаться в стороне от этой общей динамики. Мы вынуждены приспосабливаться к изменчивой картине мира. А в этом нам помогают наша психика и ум.

Понятие когнитивности

Когнитивность означает способность нашего мозга получать и обрабатывать информацию, которая поступает от внешних источников. Поэтому это понятие относится к описанию процессов, связанных с умственной деятельностью. Оно не рассматривает поведенческую направленность.

Когнитивное развитие — это зарождение и совершенствование функций нашего сознания,  когда мы взаимодействуем с внешним миром.

Такое развитие подразумевает последовательность мыслительных действий, которые отражаются в следующих психических процессах:

  • восприятие;
  • создание понятий;
  • внимание;
  • запоминание;
  • способность говорить;
  • осознавание;
  • способность логически мыслить;
  • умение воображать.

Если кратко, то речь идет о способностях человека развивать свой ум. Не наполнять его знаниями на различные темы (хотя это тоже полезно), а совершенствовать его функции по приему, классификации, обработке и применению полученной извне информации.

Теории такого развития

Одной из них является теория швейцарского философа и психолога Жана Пиаже. Она основывается на роли разумности человека, как мыслящего существа. Что позволяет точнее отображать действительность применяя логическое манипулирование с образами из внешнего мира.

Ее суть в том, что мы сами создаем способы мышления, когда соприкасаемся с окружающей средой. В этом ее отличие от нативистской (способности врожденные) и эмпирической (знания через опыт) теориями умственного развития.

Еще одну теорию представляет французский психолог Анри Валлон. По нему, когнитивное развитие личности зависит от взаимодействия с другими людьми, а также эмоциональным фоном от этих взаимодействий. Т.е. на психику влияет социум, а она влияет на работу мозга.

Обе эти теории описывают процесс развития от момента рождения человека. Поэтому подробно классифицируют его этапы для младенцев, маленьких детей и подростков. Основные характеристики этих этапов схожи. Принципиальное различие в другом.

Валлон рассматривает когнитивное развитие, как составную часть общего психического развития (наравне с эмоциональным и нравственным). Пиаже считает его основой всех других аспектов психического развития.

Связь с жизнью

Рассмотренные концепции предполагают завершение когнитивного развития уже в подростковом возрасте (примерно 15 — 16 лет). Но на самом деле это не так. Наш интеллект меняется на протяжении всей жизни. И исследования современных ученых это подтверждают.

Важное место в наращивании умственных способностей занимает молодость. Этому периоду жизни свойственно быстрое развитие творческого мышления через способность абстрактно мыслить и обобщать. Особо ярко проявляется креативность в поиске решений.

Сам процесс интеллектуального развития не имеет линейного значения. Он не всегда идет строго вверх. На это влияют различные жизненные ситуации, в которые мы попадаем. Но к 30 — 33 годам уровень интеллектуальных функций достигает своего пика.

После 40 лет наши умственные способности уже не стремятся вверх. Началом физического старения по международной классификации считается возраст: для мужчин — 60 лет; для женщин — 55 лет. А наше правительство с этим не согласно (последняя пенсионная реформа).

Но умственные способности к этому возрасту не претерпевают сильных изменений. Они немного ослабевают только в 80 годам. В общем получается, что когнитивное развитие личности занимает отрезок времени длинною в нашу собственную жизнь.

Что помогает

Взрослому человеку развивать интеллектуальную (когнитивную) деятельность позволяет активный творческий процесс. Причем, не имеет значения в какой области человек применяет свои усилия. Главное, это его вовлеченность и неугасающий интерес.

Советский ученый Б.Г. Ананьев установил связь снижения умственных способностей взрослого человека с двумя важными факторами.

  1. Генетическая предрасположенность или природный дар (внутренний фактор).
  2. Степень образованности (внешний фактор).

Я думаю, что для вас эта связь очевидна. И, если первый фактор можно считать своеобразным счастливым лотерейным билетом, то второй полностью зависит от нашего желания. Т.е. стремление к образованию автоматически стимулирует быстроту мыслительных реакций.

Процессы умственного и физического старения принципиально схожи. Как правило, после 40 лет иммунитет покидает наше тело. А это значит, что помощи в поддержании здоровья не будет. Но если хочешь быть здоровым, то потребуется тело тренировать, а не лежать на диване.

Тоже самое касается и работы нашего мозга. Поэтому удерживать свои высокие интеллектуальные способности можно обратившись к творчеству или образованию. Когнитивное развитие личности — это составная часть общего развития человека.

Вывод

  1. Способность создавать мыслеобразы нам дано природой.
  2. Необходимые способности мозга для адаптации к жизни в обществе у большинства из нас вырабатывается в конце подросткового периода.
  3. Интеллектуальное развитие не конечно, его можно наращивать .

  4. Развитый интеллект является составной частью гармоничной личности.
  5. Умственные способности человека снижаются значительно медленнее старения самого тела.
  6. Развитию умственной деятельности помогает образование и творчество.

На этом остановимся. Все.

Удачи вам в делах и хорошего настроения. До свидания.

С наилучшими пожеланиями

Сергей Бездворный

Источник: https://prostopsi.ru/poniatia/kognitivnoe-razvitie-lichnosti.html

Этапы и история формирования когнитивного развития

Когнитивное развитие личности. Теория когнитивного развития личности Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже (1936) объясняет, как ребенок строит ментальную модель мира. Он не согласился с идеей, что интеллект является фиксированной чертой, и рассматривал когнитивное развитие как процесс, который происходит из-за биологического созревания и взаимодействия с окружающей средой.

История создания теории

Пиаже хотел не измерять, насколько хорошо дети умеют считать, записывать или решать проблемы, как способ оценить их уровень интеллекта. Больше всего его интересовал способ появления таких фундаментальных понятий, как сама идея числа, времени, количества, причинности, справедливости и т. д.

До работы Пиаже в психологии распространялось мнение, что дети – просто менее компетентные мыслители, чем взрослые. Пиаже показал, что маленькие дети думают иначе, нежели со взрослыми.

Согласно Пиаже, дети рождаются с очень базовой психической структурой (генетически наследуемой и развитой), на которой основаны все последующие знания и знания.

Определение когнитивного развития

Когнитивное развитие – это изучение детского неврологического и психологического развития.

В частности, когнитивное развитие оценивается на основе уровня понимания, восприятия, обработки информации и языка как индикатора развития мозга.

Общепризнано, что когнитивное развитие прогрессирует с возрастом, поскольку осознание и понимание человеком окружающего мира возрастает от младенчества к детству, а затем снова к подростковому возрасту.

Теория когнитивного развития

Теория когнитивного развития была создана Жаном Пиаже и описывает развитие познания с возрастом. Хотя многие аспекты оригинальной теории когнитивного развития с тех пор были опровергнуты, объективные характеристики, связанные с когнитивным развитием, остаются в силе.

К таким факторам относятся:

  • переход от раннего восприятия и осознания постоянства объекта в младенчестве к развитию логики и причинно-следственных связей в детстве.
  • формирование абстрактного мышления.

Последние теории в области развития мышления расширили оригинальную теорию Пиаже, используя современные научные подходы в нейробиологии и психологии. Теория когнитивного развития Пиаже включает в себя следующие отдельные компоненты:

  • Схемы: блоки знаний, полученных в результате опыта и взаимодействия с местной средой.
  • Ассимиляция: применение новой информации в существующих схемах.
  • Адаптация: способность опираться на предыдущий опыт и знания.
  • Равновесие: когда большинство новых опытов вписывается в существующую схему. Когнитивная прогрессия возникает тогда, когда информация не укладывается в существующую схему и создает проблему.

Четыре различных этапа когнитивного развития (сенсомоторный, предоперационный, конкретно-операционный и формально-операционный этапы).

Этапы когнитивного развития

Область когнитивного развития была установлена Жаном Пиаже, с его теорией когнитивного развития, включающей следующие четыре отдельных этапа:

Сенсомоторная Ступень

Сенсомоторная стадия является первой стадией когнитивного развития и длится от рождения до двух лет. Этот этап характеризуется рефлексивными действиями, которые лишены логических мыслительных процессов и предполагают взаимодействие с окружающей средой на основе определенной цели.

Существует шесть различных подструктур сенсомоторной стадии:

  • Рождение до одного месяца

Эта стадия характеризуется врожденными рефлексами, которые используются для взаимодействия с окружающей средой.

  • Возраст от одного до четырех месяцев

Эта стадия представляет собой расширение рефлексов, проявляющихся у новорожденных детей путем повторения рефлекторного поведения в ответ на удовольствие, испытываемое от действия.

  • Возраст от пяти до восьми месяцев

В возрасте от пяти до восьми месяцев младенцы начинают воссоздавать приятные переживания и формировать привычки в результате этого.

  • От восьми до двенадцати месяцев

В этом возрасте младенцы начинают понимать “постоянство объекта.

  • От двенадцати до восемнадцати месяцев

Младенцы на этой стадии развития будут заниматься аналогичными действиями с небольшими отклонениями. Например, младенцы могут бросить мяч, а затем бросить ложку, а затем бросить свою еду, чтобы оценить последствия этого действия.

  • От восемнадцати до двадцати четырех месяцев

Во время этой заключительной сенсомоторной фазы младенцы начинают притворяться во время своей игры и развивать символическое мышление.

Предоперационный Этап

Предоперационная стадия колеблется от двух лет до примерно шести-семи лет. На этом этапе у детей еще не развилась способность осознавать, что другие люди могут иметь другой опыт и участвовать в более сложных играх.

Конкретно-операционный этап

Конкретная рабочая стадия колеблется от шести-семи лет до приблизительно двенадцати-тринадцати. Эта стадия характеризуется сохранением, которое включает в себя способность различать, являются ли две величины эквивалентными (например, способность распознавать два равных количества воды, одно в коротком стакане и одно в высоком стакане, как показано ниже).

Формально-операционный этап

Этот этап происходит в подростковом возрасте и характеризуется применением логики к абстрактному мышлению. Способность выполнять абстрактное мышление также применяется к будущим целям и устремлениям.

Такие мыслительные процессы развиваются от ранней операциональной мысли, включающей фантазии, до поздней формальной операциональной стадии, которая преобразует фантазии в реалистичные мысли и достижимые цели.

Примеры когнитивного развития

Некоторые из первых когнитивных разработок, которые развиваются на сенсомоторной стадии, – это восприятие глубины, цвета и движения. Остается спорным вопрос о том, когда эти навыки полностью развиваются и какие конкретные переживания в раннем возрасте способствуют развитию зрительного восприятия.

Другим примером когнитивного развития является неврологическое развитие, которое происходит в головном мозге. Такое развитие характеризуется нейропластичностью головного мозга, которая включает в себя восстановление мозга после травмы и способность мозга адаптироваться к новым экологическим и физиологическим условиям.

Одним из наиболее изученных примеров когнитивного развития является развитие речи. В то время как некоторые теории предполагают, что развитие языка является генетически унаследованным навыком, общим для всех людей, другие утверждают, что социальные взаимодействия необходимы для развития языка.

Цель теории состоит в том, чтобы объяснить механизмы и процессы, с помощью которых младенец, а затем и ребенок превращаются в индивидуума, который может рассуждать и мыслить, используя гипотезы.

Источник: https://onona.online/samorazvitie/kognitivnoe-razvitie

Когнитивное развитие личности Пиаже: теория, что это, особенности, нарушение, стадии и уровни, факторы, методы, проблемы

Когнитивное развитие личности. Теория когнитивного развития личности Пиаже

Отношение — это своеобразный образ мышления, и именно оно определяет, как мы относимся к миру. Исследователи также предполагают, что есть несколько различных компонентов, которые его формируют.

Это можно увидеть, взглянув на три компонента отношения: познание, аффект и поведение.

Итак, мы можем с полной уверенностью перечислить три этих элемента в первозданном виде:

  • когнитивный компонент;
  • аффективный компонент;
  • поведенческий компонент.

Что такое когнитивные искажения и почему они возникают

Когнитивное искажение – это систематическая ошибка мышления, влияющая на суждения и решения, которые принимают люди.

Поскольку энергетические ресурсы мозга ограничены, он всегда старается идти по пути наименьшего сопротивления. Всю жизнь он строит себе «рельсы» с гладкой и прямой поверхностью, по которым быстро приходит к нужному выводу. Но обратная сторона ускорения мышления – частые ошибки, которые мы не замечаем.

Когнитивные ошибки не всегда приносят вред. Психологи считают, что многие из них служат адаптивной цели – выживанию.

Если вы идете по темному переулку и замечаете темную тень, которая, кажется, следует за вами, когнитивное искажение приведет к выводу, что это грабитель и что вам нужно скорее убраться оттуда.

Темная тень, возможно, просто была вызвана флагом, развевающимся на ветру, но, полагаясь на умственные ярлыки, вы сможете уйти от опасности в ситуациях, когда решения нужно принимать быстро.

Но если вы принимаете долгосрочные решения в спокойной обстановке, когнитивные ошибки могут сыграть с вами злую шутку. Вы должны научиться распознавать их и бороться с ними.

1

Особенности термина

Описываемый в статье компонент отношений относится к убеждениям, мыслям и атрибутам, которые мы связываем с объектом. Когнитивный компонент — это сегмент мнений или убеждений. Он относится к той части отношения, которая связана с общими знаниями человека.

Как правило, он обнаруживается в общих чертах или в стереотипах, таких как «все дети милые», «курение вредно для здоровья» и т. д.

Аффективный компонент

Аффективный компонент — это эмоциональный или чувственный сегмент отношения.

Это связано с утверждением, которое затрагивает другого человека.

Он имеет дело с чувствами или эмоциями, которые появляются на поверхности впечатлений о чем-то, таких как страх или ненависть. Используя приведенный выше пример, кто-то может подумать, что он любит всех детей, потому что они милые, или ненавидит курение, потому что это вредно для здоровья.

Элемент аффекта в поведении состоит из склонности человека вести себя определенным образом по отношению к объекту. Это относится к той части отношения, которая отражает намерение человека в краткосрочной или долгосрочной перспективе.

Используя приведенный выше пример, поведенческое отношение может проявляться во фразах вроде «я не могу дождаться, чтобы поцеловать ребенка» или «нам лучше не пускать этих курильщиков в библиотеку» и т. д.

Эффект дезинформации

Наши воспоминания о конкретных событиях подвержены сильному влиянию вещей, которые произошли после самого события – это называется эффектом дезинформации. Человек, ставший свидетелем автомобильной аварии или преступления, верит, что его воспоминания кристально чисты, но исследователи обнаружили, что память восприимчива даже к очень тонким влияниям.

В эксперименте [Loftus, E. F, 1989] людям, которые смотрели видео автомобильной аварии, задали один из двух немного разных вопросов:

  1. Как быстро ехали автомобили, когда они ударили друг друга?
  2. Как быстро ехали машины, когда они врезались друг в друга?

Когда спустя неделю свидетелей допросили, исследователи обнаружили, что это небольшое изменение формулировки заставило участников вспомнить вещи, которые они на самом деле не видели. Их спросили, заметили ли они какое-либо разбитое стекло на видео. Те, кому был задан более негативный второй вариант вопроса, с большей вероятностью сообщали неверно, что они видели разбитое стекло.

Люди подсознательно корректируют свои воспоминания на основе другой информации, полученной после события. Этим часто пользуются телевизионщики, интервьюируя свидетеля с нужными им «воспоминаниями». Поэтому не стоит доверять показаниям только одного участника. Проанализируйте как можно больше источников, чтобы составить объективную картину.

3

Различия

Как уже говорилось ранее, любое отношение состоит из трех компонентов, которые включают когнитивный компонент, аффективный, или эмоциональный компонент. А также поведенческий. По сути, когнитивный основан на информации или знаниях, тогда как аффективный компонент основан на чувствах.

Поведенческий компонент отражает, как отношение влияет на то, как мы действуем или ведем себя. Это помогает понять их сложность и потенциальную связь между отношением и поведением.

Но для ясности имейте в виду, что термин «отношение» по существу относится к затронутой части трех компонентов.

Эффект якоря

Люди склонны переоценивать первую поступившую им информацию при принятии решения. Эта информация называется якорной. Пресловутое первое впечатление – тоже следствие данного эффекта. Встречая человека, мы в сначала обращаем внимание на его внешность и выражение лица. Именно эти якоря во многом будут предопределять наше отношение в будущем.

Это очень опасное когнитивное искажение. Врачи, например, могут стать восприимчивыми к эффекту якоря при диагностике больных. Первые впечатления врача о пациенте часто создают точку привязки, которая может неправильно влиять на все последующие диагностические оценки.

Именно поэтому хороший врач обязательно подробно расспросит у вас про все симптомы, даже если он может прочитать их в истории болезни. Так он обнаружит информацию, которая могла быть упущена при знакомстве.

6

История

Давно предполагалось, что отношение имеет аффективный, поведенческий и когнитивный компоненты. Две гипотезы были получены из этого предположения и проверены в трех корреляционных исследованиях. Было доказано, что индивидуумы демонстрируют большую согласованность реакции на шкалы отношения, измеряющие один и тот же элемент, чем на шкалы, измеряющие разные компоненты.

Источник: https://memblog.ru/otnosheniya/kognitivnyj-opredelenie.html

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.

  1. Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
  2. Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
  3. Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание ( 1000 к выносливости).
  4. Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
  5. Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.

История возникновения научного направления

Можно сказать, что своим возникновением когнитивная психология обязана американским ученым. Именно они в сороковые годы прошлого века проявили серьезный интерес к человеческому сознанию.

Со временем этот интерес породил большое количество исследовательских работ, экспериментов и новых терминов. Постепенно в психологию прочно входит понятие познания. Оно начинает выступать как определяющая не только человеческого сознания, но и практически всех его поступков.

Конечно, это еще не была когнитивная психология. Найссер положил начало серьезным исследованиям в данном направлении, которые в дальнейшем начали перекликаться с работами других ученых.

Они также ставили на первое место знания человека о самом себе и окружающем мире, позволяющие создавать новые поведенческие схемы и приобретать определенные навыки.

Интересно, что изначально данное направление сложно было считать однородным. Эта тенденция сохранилась до сих пор, ведь когнитивная психология не является единой школой. Скорее, ее можно описать как широкий диапазон задач, объединенных общей терминологией и методологией изучения. С их помощью описываются и объясняются определенные феномены психологии.

Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты — люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, Леонардо да Винчи был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей — синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина — гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации.

Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы — например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в судоку, начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3.1. Развиваем креативное мышление, способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно.

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы — в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название;

3.3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

3.4. Воображаем себя архитектором, перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом — ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

3.5. Выбираем любой понравившийся предмет, находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин — сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы калькулятор, благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и программы-переводчики, которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

Общаемся в сети

Когнитивные способности человека даны от природы, их важно развивать, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. В пожилом возрасте когнитивные процессы начинают угасать, поэтому, чтобы оставаться в ясном уме и памяти надо «тренировать» мозг.

Для обычного человека привычным является понятие – умственное или интеллектуальное развитие, а что значит когнитивный, ответит не каждый. Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

Что такое когнитивные способности людей, тема интересует психологов, социологов, лингвистов, философов. Когнитивные исследования в разных сферах наук помогает понять и изучить следующие процессы:

  • познание человеком мира;
  • влияние языка и культуры на личную картину мира (субъективную);
  • что представляет собой сознательное и бессознательное и как это связано с мозговой деятельностью;
  • какие когнитивные способности врожденные, а какие приобретаются в разные возрастные периоды;
  • что значит когнитивные способности у искусственного интеллекта (можно ли создать в будущем искусственный разум, не уступающий человеческому).

Когнитивная терапия направлена на устранение ошибок в мышлении и изменение нелогичных мыслей и убеждений на новые, конструктивные.

Во время сеанса психотерапии, когнитивный психолог уделяет все внимание на то, что говорит клиент, как выражает свои мысли. Метод когнитивной терапии открыл А.

Бек успешно применив его на многих пациентах страдающих депрессией и аффективными расстройствами.

Когнитивные способности мозга – это психические функции высокого порядка: внимание, гнозис, восприятие, речь, праксис, интеллект. Мышление – один из самых важных когнитивных процессов, подразделяется на три вида:

Источник: https://cosmeton.ru/karera/kognitivnost-eto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.