Национальные праздники чувашии. Народные праздники

Содержание

Чувашские народные праздники

Национальные праздники чувашии. Народные праздники

  Праздники, обряды и ритуалы занимали важное место в жизни крестьян. Важными семейно-родовыми праздниками были и есть родины (чествование новорожденного), прощание с отрочеством, проводы в армию или на учебу, свадьба, похороны и поминки.

Зимние и летние циклы чувашских праздников

  Сельские и общинные национальные праздники тесно связаны с хозяйственно-аграрными занятиями, общественно-семейным укладом и отражают мировоззрение народа. Среди общественных увеселений главенствовали календарные праздники.

  Праздничные мероприятия в двух циклах года шли параллельно. Зимние игры, увеселения имели свои отражения в летних праздниках.

В декабре – нартуган, посиделки, сурхури, а в июне – агадуй, симек, игрища (вайа), моления; в январе идет кашарня (неделя зимы) с праздниками кепшинкке («девичье пиво»), «элемет» (святки), шерне (неделя птиц), а в июле им соответствует уяв: две недели для рукоделия «синьзе», «вайа» (девичьи хороводы), питравкка (день кудрявого барана). В апреле – мункун, серен, в октябре – адан сари, юба.

  Зимние и летние периоды праздничных недель имели свои названия. Например, «улах вахачё» (время посиделок») с «кашарни», «ларма», «хёр сари» – зимний период рукоделия и увеселений, а «уяв эрнисем» (праздничные недели) с «синьзе», «вайа карти» – период рукоделия и хороводов после весеннего сева.

  Календарные праздники были разного уровня и значения. Некоторые из них проводились в кругу родственников и односельчан, другие считались обязательными для всего сельского общества, а третьи – всей земской общины или даже волости.

Общенациональные вопросы государственного, земельного, территориального, военного, судебного, религиозного плана решались на Больших чюклеме, в мирное время назначаемых один раз либо в 4 или 9 и непременно в 12 лет.

Обычные весенние чюклеме проводились ежегодно на 12 неделе после весеннего солнцестояния (в середине июня перед агадуем – праздника всего населения волости), а осенние – через 6 недель после равноденствия (в начале ноября перед «кёрсари ёски» – праздника всех членов родни до седьмого колена).

Праздники осенне-зимнего цикла

  Осенние дни полностью поглощены заботами об уборке урожая. Поэтому чуваши в эти месяцы проводили лишь те ритуальные обряды, которые связаны с полевыми работами, с новым урожаем и их переработкой.

В сентябре, например, проводились моления по новому урожаю, возжигали новый очаг с новым огнем, ставили кашу новому хлебу, «старили» урожай этого года. В конце месяца проводили праздник «аван сари».

Более богат праздниками октябрь: тут осенний праздник овощей, осенний серен и костер в честь предков (адан сари), праздник Юба (юбилей предков).

  Последний месяц осени по-чувашски называется «чук» (моление). Чуваш кланялся природе и труду. Приносил благодарность пчелам, живности, домашнему хранителю херт-сурту и проводили в их честь целые празднества по строгим сценариям.

  Зимние месяцы людей гоняют в теплые помещения, к рукоделию. Но от этого радостей меньше не становится. Наоборот, число календарных праздников увеличивается.

Начинается время «улах» и «ларма», вслед за ним другой цикл веселий под общим названием «кашарни» (неделя зимы): проводятся «ветке» (проказы ряженой молодежи), нартуган, «сурхури», вирём (зимний сёрен), играются элеметы (спектакли бродячих артистов), конные катания, кёпшинкке (девичье пиво) и многое другое.

  Во многих из этих праздников детвора участвовала самым активным образом.

  Вирём (вирем, у анатри – «вирни») – зимний праздник, посвященный изгнанию из домов и селений нечисти, злых духов старого года. Традиционно этот праздник проводился в рамках праздничных дней кашарни.

  Накануне вирём проводятся ежегодные поминовения предков. В день вирём молодые ребята и парни заготавливают рябиновые прутья и начинают подворный обход. Ребята с музыкой, песнями и плясками обходят всю деревню. Водит ватагу выборный атаман.

В каждом доме их встречают с гостинцами. Ребята бьют рябиновыми прутьями по углам и стенам, по тулупам и постели. Если с них идет пыль, заставляют хозяев вынести их на улицу для очищения «зимней стиркой».

Старым и бывшим солдатам молодые сами оказывают помощь в чистке дома, постели, одежды.

  Обходя таким образом всю деревню, молодежь собирается в народном доме. Сюда же приходят старейшины родов и, помолившись за благополучие односельчан, начинают ритуальную трапезу.  Поздно вечером за деревней в овраге ребята разжигают костры из «старых лаптей». Когда костер разгорится, бросают в огонь рябиновые прутья.

  На другой день начинается кашарни («птичья неделя») и его первый праздник – «нартаван».

Кашарни (кыш+эрни – недели зимы, а также неделя птиц) – период молодежных праздников зимнего цикла в самые студеные дни января (большого кырлача). После введения христианства совпеал с русскими святками и крещением.

В эту неделю дети особо внимательно ухаживают за пернатыми.

Перепечатка материалов агентства возможна только при наличии активной ссылки на Shapito.org и сохранении текстовых ссылок, размещенных в статье

Принимаем коллективные заявки во МХАТ имени Горького от школ и организаций. Оплата по наличному и безналичному расчету.Караулов Александр Борисович, главный администратор МХАТа.тел. +7 (495) 203-87-72 (с 15.00 до 18.00), 8 915 325-41-88 (после 19.00)

Источник: http://www.shapito.org/chuvashi.php

Национальные праздники татар, башкир, казахов, бурятов, удмуртов

Национальные праздники чувашии. Народные праздники

Россия является многонациональным государством. Однинации за века практически растворились, другие сохранили определеннуюиндивидуальность. Одним из способов выделить свою народность считаетсяотмечание собственных внутренних праздников, полные аналоги которых невозможновстретить на федеральном уровне.

Также в России есть несколько республик, каждая изкоторых может устанавливать собственные праздничные и нерабочие дни.Большинство республик этим правом пользуется.

Национальные праздники в Татарстане

Татарстан является республикой в составе страны. Вреспублике отмечается ряд праздников регионального значения и нескольконародных.

Из татарских национальных праздников, признанных наофициальном уровне, выделяется Сабантуй, «праздник плуга». Следы данногопраздника есть и у других малых народов, однако, чаще всего он ассоциируетсяименно с татарами.

о татарских национальных праздниках

История Сабантуя насчитывает много веков. Считается, чтоэтот праздник вышел из древнего аграрного культа и первоначально имел цельзадобрить духов плодородия, чтобы те дали хороший урожай. Считается, что однимиз первых описал празднование Сабантуя арабский дипломат и путешественник ибн Фадлан.

Сегодня Сабантуй входит в число государственныхпраздников Татарстана. Ежегодно подготавливаются указы о праздновании, местепроведения, сроках, назначаются источники финансирования и ответственные запроведение лица.

Существует и несколько других популярных праздников:

  • Каргатуй – также весенний праздник, проводится поокончании весенне-полевых работ. Раньше он проводился повсеместно исопровождался молитвами и жертвоприношениями. Сегодня он проводится настадионах, в домах культуры и т.д. и является данью старой традиции.
  • Каз омэсе – старый татарский праздник, который начинаетсяс приходом зимы и посвящен ощипыванию гусей.
  • Джиен – татарское праздничное собрание. Раньше насобрании решалось множество сопутствующих проблем, вплоть до войны и мира,сегодня – дань традиции и почитание памяти предков.

Национальные праздники башкир

Официально в Башкирии установлено несколько нерабочихпраздничных дат:

  • День Республики – 11 октября. В этот день в 1990 годубыла принята Декларация о суверенитете республики.
  • День Конституции. Отмечается с 1993 года, 24 декабря.
  • Кроме этих праздников официально отмечаются мусульманскиеКурбан-байрам и Ураза-байрам.

В народе активно отмечаются такие национальные праздникибашкир, как Сабантуй (общий с татарами). Этот праздник признан на официальномуровне. Дата данного праздника каждый год определяется в специальном указеглавы республики.

о национальном празднике башкир под названием Сабантуй

С 2004 года в Башкирии ежегодно проводится фольклорныйпраздник республиканского значения под названием Салауат Йыйыны. Среди целей,которые ставили перед собой организаторы праздника – сохранение традиций,обычаев, развитие творческого потенциала башкир и агитация за здоровый образжизни.

В рамках Салауат Йыйыны проводится ряд состязаний и конкурсов, в томчисле состязание по национальной борьбе куреш, победителю которого вручаетсяприз имени Салавата Юлаева. Также в процессе фольклорного праздника проводятсядругие спортивные соревнования, конкурс юрт и другие мероприятия.

Казахские национальные праздники

Среди национальных праздников, отмечаемых в Казахстане,многие сохранились с советских времен. Например, традиция празднования Новогогода, Дня Победы и прочие.

Другие появились с 1990 года и связаны с обретениемстраной независимости. Эти праздники – День Конституции Казахстана и ДеньНезависимости.

Третья группа праздников – национальные праздникиказахов, которые широко отмечаются в народе. Одним из подобных популярныхпраздников является 1 мая. Казахи не считали этот день политическим праздником,связывая его с весной, цветами. Потому этот праздник сохранился и нагосударственном уровне, получив название «Праздник единства народовКазахстана».

Еще один народный праздник – Наурыз Мейрами, день весны.Он отмечается 22 марта – согласно древневосточному календарю, в этот деньнаступает Новый год. В 1926 году советское правительство пыталось этот праздникзапретить, однако, в перестроечные времена его возродили. Сегодня НаурызМейрами отмечается в Казахстане на протяжении трех дней.

Национальные праздники Удмуртии

Главный национальный праздник Удмуртии называется Гербер.Века назад его отмечали в весеннее время, по окончании посевных работ, илилетом, когда начинается сенокос.

Среди южных удмуртов праздник Гербер известенкак «гырон быдтон». С 90-х праздник считается на территории Удмуртииобщереспубликанским.

В качестве такового он проходил в различных районахреспублики, а с 2010 года его проводят исключительно на территории удмуртскогомузея-заповедника «Лудорвай».

Также в Удмуртии отмечаются «День бабушки» и рядпраздников, связанных с политическими событиями.

Бурятские национальные праздники

Бурятия отмечает все официальные федеральные праздники,установленные в законодательном порядке.

В качестве ответа на вопрос, какой праздник являетсянациональным бурятским праздником, можно сказать, что единственное народноепразднество, которое стало официальным выходным днем – это Сагаалган, аналогНового года.

Данный праздник является «плавающим», и о дате его проведенияежегодно сообщается в соответствующем указе главы Бурятии.

Согласно закону, привыпадении Сагаалгана на федеральный выходной день, его переносят на следующийрабочий.

Помимо основного республиканского праздника есть и другиемероприятия, проводимые в соответствии с традициями всех народностей,проживающих в Бурятии.

Летом буряты отмечают праздник Сурхарбан. Это спортивныйпраздник, во время которого проводятся соревнования по стрельбе из бурятскоголука, национальной борьбе, конным скачкам.

Одним из атрибутов данного праздникаявляется бурятский народный танец Ёхор – большой хоровод, который танцуется походу солнца.

Один из бурятских национальных праздников – Ёрдынскиеигры, или Ёрдын наадан.

Изначально они были связаны с религиозно-культовымимероприятиями и сопровождались жертвоприношениями и вознесением молитв. У двухсопок в небольшой долине реки Анги собирались представители всех бурятскихплемен.

Как фольклорно-спортивный праздник, Ёрдынские игры были возрождены вначале 2000-х годов. Сегодня этот праздник проводится на территории Иркутскойобласти и принимает участников из Бурятии, Хакассии, Монголии и других мест.

Национальные праздники в Чувашии

В Чувашии национальными праздниками считаются:

  • Симек, день поминовения покойников и посещения кладбищ,
  • Акатуй, древний праздник, проводимый в конце весны. Донедавнего времени название этого праздника различалось у верховых и низовыхчувашей. Первые называли его «сухату», вторые – «сапан-туйе».
  • Сурхури – чувашский зимний праздник, по датам совпадающийс неделей от Рождества до Крещения. В тот день проводились традиционные обряды,которые, по мнению чувашей, обеспечивали будущий урожай, рост благосостояния,приплод скота.

Национальные праздники других народов России

Свои традиции и национальные праздничные даты есть и удругих народностей, проживающих на территории России.

В Чечне с 2009 года отмечается День женщины. По словампрезидента республики, праздник основан в память о 46 чеченках, покончившихсамоубийством во время Кавказской войны в 1819 году.

В Карелии отмечаются такие праздники и фестивали, какДень «Калевалы» в честь одноименного поэтического эпоса, и «Древо жизни» -национальный праздник вепсов, во время которого проходят выставки национальногоремесла, конкурсы, фольклорные смотры.

Одним из национальных праздников калмыков и ряда другихнародностей является Цаган Сар – тюркский Новый год. Дата этого праздникаежегодно определяется указом главы республики.

Тувинцы, калмыки, буряты отмечают Зул, праздник лампад.Считается, что в этот день скончался Цонкапа, основатель буддийскогонаправления гелуг. В этот день обычно зажигаются лампады.

На территорииКалмыкии данный праздник официально признан национальным.

Существует также множество памятных дат, посвященныхразличным политическим мероприятиям.

Некоторые из них могут не восприниматьсяоднозначно – например, траурные даты, посвященные депортациям или инымдействиям, проходившим за вековую историю.

Источник: https://rutvet.ru/in-nacionalnye-prazdniki-tatar-bashkir-kazahov-buryatov-udmurtov-8383.html

День чувашского языка

Национальные праздники чувашии. Народные праздники
Знакомство с родной культурой, национальными обычаями Чувашской Республики.

Тема досуга: праздникДень чувашского языка

Возрастная группа: подготовительная к школе группа «Веснушки»

Место работы: МБДОУ «Детский сад №201 «Островок детства» города Чебоксары Чувашской Республики

Населённый пункт: Чувашская Республика, город Чебоксары

Цель: знакомство с родной культурой, национальными обычаями, традициями, подвижными играми, создание радостного настроения, формирование потребности в двигательной деятельности

Задачи:

  • углублять знания и представления о малой родине;
  • способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к малой родине;
  • развивать творческую активность детей;
  • способствовать самореализации каждого ребенка;
  • обогащать речь, словарный запас детей на родном чувашском языке;
  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
  • формировать потребности ребёнка в здоровом образе жизни;
  • вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на занятия физкультурой;
  • развивать силу, выносливость, координационные способности;
  • совершенствовать двигательные умения и навыки.
  • развитие инициативности, самостоятельности

Формы работы: знакомство с чувашскими подвижными играми, разучивание чувашских стихов, считалок, беседа о чувашских традициях и праздниках, просмотр презентации «Чувашский орнамент», рассматривание иллюстраций «Чувашская национальная кухня»

Материалы и оборудование: чувашские национальные костюмы, предметы чувашской национальной одежды, повязка на глаза, гимнастическая палка, картинки «Чувашские узоры», картинки «Чувашская национальная кухня», мячи, обручи, счётные палочки, коробка

Действующие лица и исполнители: 1 ребёнок, 2 ребёнок, 3 ребёнок, 4 ребёнок, Сарпике, дети, инструктор по физической культуре

Ход мероприятия

Дети с инструктором по физической культуре прибыли в чувашскую деревню, в гости к их деревенским друзьям. Вскоре к ним приходят ребята в чувашских нарядах и красавица Сарпике.

Сарпике и ребята: Ырă кун пултăр, ачасем, хаклă хăнасем! Здравствуйте, ребята, гости дорогие!

Дети: Ырă кун пурлар, туссем! Добрый день, друзья! Мы к вам в гости наведались из далёких Чебоксар, хотели посмотреть, как вы тут поживаете.

Деревенские ребята хором читают стишки с приветствиями на чувашском языке

1 ребёнок: что так долго стоять, давайте же играть! Пора нам со всеми знакомиться, а поможет нам в этом чувашская народная игра «Ят пĕлмелле»(«Отгадай имя»)

В середине круга стоит мальчик или девочка с завязанными глазами, дети, взявшись за руки, ходят по кругу и говорят:

Ларать, ларать, Мишша (имя водящего) ларать (Сидит, сидит, Миша сидит) Шĕшкĕ тĕмĕ айенче. (Под кустом орешника) Ҫиет, çиет, Мишша çиет (Ест, ест, Миша ест) Шĕшкĕн сарă мăйăрне. (Вкусные орешки) Вăхăт çитсен тăрас пулать, (Когда время подойдёт, нужно будет встать)

Ятне тĕрĕс калас пулать. (Нужно будет имя правильно сказать)

По окончании стихотворения дети останавливаются. Один из играющих подходит сзади к водящему и произносит его имя, тот должен отгадать по голосу, кто это говорит.

Сарпике: скоро, как всем известно, состоится главный государственный праздник Чувашской Республики. А какие ещё чувашские праздники вы знаете?

Дети называют, ребята помогают им, рассказывают интересные особенности каждого праздника, таких как «Акатуй», «Сурхури», «Мăнкун», «Уяв»

Сарпике: конечно, ни один праздник не обходится без любимых народных игр. Сейчас считалкой выберем водящего для игры «Пушă пӳрт!» («Пустая изба»)

2 ребёнок: (произносит считалку)

Ку – каять, (ты идёшь) Ку – чупать, (ты бежишь) Ку – юлать, (ты стоишь)

Ку – тытаканни пулать! ( а ты – ведёшь!)

Игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки встают в обручи. Водящий громко говорит: «Ҫула тух» («В путь!») Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы.

Сарпике: в праздничный день все без исключения наряжаются в праздничные наряды. Я сейчас из корзины буду доставать предметы национальной одежды, а вы назовите их! (Из корзины Сарпике достаёт тухью (шапочка), сурпан (головная повязка), тутăр (платок), хушпу (шапочка), кĕпесем (женская рубашка и женское платье), пиçиххи (пояс)

Сарпике: а главные развлечения на этих праздниках, конечно песни и пляски!

Игра «Сар ача» («Дружок»)!

3 ребёнок: А для начала проведём нашу жеребьёвку!( Берутся одинаковые палочки по количеству участников игры. На одной ставят метку. Все палочки кладут в коробку, перемешивают. Затем игроки по очереди берут по одной палочке. Кто вытягивает жребий с условной меткой, тому и быть ведущим)

Ведущий становится в центр круга, остальные дети ведут хоровод и напевают:

Сар ача сара ача, (Друг-дружок)
Тух ха урама! (Выходи на улицу!)

Ребёнок в центре спрашивает:

Мĕн тума? Мĕн тума? (Для чего? Зачем?)

Дети отвечают:

Юрă юрлама (Песню спеть) (ташă ташлама (танец станцевать), вăйă выляма (в игру поиграть)

Стоящий в центре выполняет задания, выбирается следующий ребёнок.

Сарпике: я очень люблю загадывать загадки, а вам нравится их отгадывать?

Дети: да!

Сарпике: тогда смотрите на эти чувашские узоры, которые прячут отгадки на мои загадки! И слушайте внимательно!

Золотое блюдечко По небу катается,

Людям улыбается

Что это? (солнышко) (дети выбирают из всех предложенных карточек с орнаментом варианты изображения солнца)

Перекаты, повороты, Мели и водовороты. Размывая берега, Мчится быстрая (река) (выбирают изображение реки) Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки Но зимние метели

В меха его одели (дерево) (выбирают изображение дерева)
С хозяином дружит,

Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком (собака) (выбирают изображение собаки) В нем живет моя родня, Мне без нее не жить ни дня В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, теплый (дом) (выбирают изображение дома)

Сарпике: вот здорово, все хитрые узоры вышивки разгадали! А сейчас мы познакомим вас с одной из самых любимых забав чувашских ребятишек – это подвижная игра «Суккăр упа» («Слепой медведь»). Но сначала встаньте в ряд, выберем ведущего!

4 ребёнок: (читает стишок и ходит перед играющими, которые стоят с вытянутыми руками)

Йытă хăрать кашкăртан, (собака волка боится) Кашкăр хăрать упаран. (волк медведя боится) Упа, упа-утаман, (медведь, медведь-атаман)

Хăрамасть вăл никамран. (не боится никого)

(неожиданно останавливается и задевает руки игроков, чью руку задели, тот ведущий)

Слепому медведю завязывают глаза платком. Он с разведёнными в стороны руками ловит игроков. Игроки дразнят водящего, задевая его руками, увёртываются от него, приседают, проходя мимо него на четвереньках. Пойманный игрок становится водящим.

Сарпике: Чувашия издревле славилась своими богатырями, вот мы сейчас проверим, какие вы у нас сильные, игра «Уйӑхпа хӗвел» («Луна и солнце»)

На площадке чертят линию. Игроки делятся на две команды, самостоятельно выбирают капитанов и строятся за ними, крепко держа впереди стоящего за пояс. Команды тягаются в силе. Побеждает та команда, которая перетянет большее количество соперников через линию.

Сарпике: ребята, а чем славится дом в деревне?

Дети: печкой!

Сарпике: верно, и в ней мы очень любим готовить чувашские национальные блюда.

Я вам сейчас покажу фотографии, а вы мне назовите что это за блюда! ( На фотографиях изображены блюда национальной кухни: шӑрттан (блюдо из мяса), чӑкӑт (блюдо из творога), шурпе (суп из мяса), сӗтпе пулӑ яшки(суп молочный с рыбой),хуплу (пирог с мясом и картофелем), пуремеч (ватрушка с картофельным пюре) и йава (колобок).

Сарпике: вот с колобком то мы и поиграем! Игра «Йӑва» («Колобок»)

Среди игроков выбирают водящего – лису. Игроки садятся на пол и перекатывают мяч по кругу. Мяч можно передавать в любом направлении. В центре круга сидит лиса и ловит мяч. Если лиса перехватит мяч, то меняется ролями с игроком, у которого он находится.

Сарпике: здорово мы повеселились! Спасибо что в гости пожаловали, порадовали вы нас, ну а сейчас нам пора идти, в деревне дел много, всем пока, до новых встреч!

Ребята: чипер юлӑр, ачасем! (до свидания!) Тепре тӗл пуличчен! (До новых встреч!)

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/den-chuvashskogo-yazyka-20835/

Чувашская национальная одежда и костюм, головные уборы, обувь

Национальные праздники чувашии. Народные праздники

Одежда — важная часть многовековых национальных традиций. Она раскрывает особенности менталитета народа, воспроизводит в орнаменте его представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик.

Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя.

По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века.

Некоторые старинные наряды дошли до наших дней и пополнили коллекции Национального музея, Музея чувашской вышивки, Чувашского государственного художественного музея.

Национальная одежда не представляется без вышитого на ней строгого, но броского чувашского орнамента. Он символичен: рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду. В изделиях преобладает сочетание белого и красного цветов. По верованиям древних чувашей, эта гамма обозначает сакральную чистоту.

Сегодня традиционные одеяния по-прежнему любимы чувашами. Некоторые горожане и жители поселений надевают сохранившиеся наряды своих предков по большим праздникам (свадьба, акатуй и т.п.), артисты чувашской эстрады выступают в осовремененных костюмах на сцене, а участники конкурсов из Чувашии защищают в них честь родной республики.

Туристы из разных регионов страны и заграницы проявляют интерес к чувашской культуре и восхищаются ею не меньше, чем коренное население. В этом материале — подробно о чувашской одежде на все случаи жизни для женщин и мужчин.

Из чего и как изготавливали изделия

В зависимости от места проживания относительно течения Волги чуваши делятся на верховых (вирьял), средненизовых (анат енчи) и низовых (анатри). Несмотря на общую национальную принадлежность, этнографические группы имеют отличия в традициях. Особенно ярко они прослеживаются в костюмах, украшениях и вышивке.

Группа чувашей на улице. 1907г.

Самарская губерния, с. Большое Микушкино, 1888г.

Группа чувашей на улице. 1907г.

Самарская губерния, с. Большое Микушкино, 1888г.

Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба. Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.

Мужская и женская традиционная чувашская рубаха кĕпе

В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха (кĕпе), которая ниспадала до щиколоток. В отличие от мужских рубах женские часто имели нагрудные узоры-обереги кĕске в виде солнца. Поверх рубахи надевали вышитый передник (чĕрçитти), а представительницы верховой группы (вирьял) вместо него в основном носили белый вышитый фартук (саппун).

Девичья рубаха (г. Шумерля), узор кĕске и вышитый передник чĕрçитти

Композиции чувашской нагрудной вышивки, мотивы и техники исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. Согласно народным поверьям, узоры защищали владелицу рубашки от злых духов. Со временем сакральное значение вышивки было утеряно, и нагрудные символы стали просто украшением.

Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление. Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.

        Чувашские дети. Казанская губерния, Чебоксарский уезд

        Вышивальщица. Деревня Пустынькассы, 1930-е гг.

Чувашские дети. Казанская губерния, Чебоксарский уезд

Вышивальщица. Деревня Пустынькассы, 1930-е гг.

К 12–14 годам юные рукодельницы становились профессиональными мастерицами и начинали готовить приданое к своему совершеннолетию. Юные девушки уже могли носить передник (чěрçитти) или фартук (саппун).

Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Кĕпе низовой группы чувашей (анатри) отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю клетку. Простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле.

Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.

Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).

Чувашский праздничный мужской наряд

Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2–3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп. Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор. Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды. Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1–2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.

Тухья — девичий головной убор

Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам. Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

Хушпу — женский головной убор

Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы (ялкас), а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом (сĕлĕк).

Большинство чувашей ходили в лаптях из липового лыка (çăпата). Представители верховой группы носили их с онучами черного цвета, а низовой группы — с белыми суконными чулками (чăлха). Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.

Как выглядит современная чувашская одежда

В 30-х гг. XX столетия национальные наряды отошли на второй план и стали замещаться одеждой городского типа. Сегодня в некоторых деревнях и отдаленных районах Чувашии по-прежнему надевают традиционные костюмы, но уже в исключительных случаях (свадьба, обряды и т.п.). Также в них выступают на сцене деятели искусства и работники культурных учреждений республики.

В Чебоксарах производством одежды в традициях предков занимается текстильное предприятие «Паха тĕрĕ». Специалисты изготавливает ее из разных материалов. Узоры, к примеру, вышивают мулине или шелком. Здесь покупают себе сценические наряды артисты чувашской эстрады, фольклорные коллективы, а также все те, кому нравятся чувашская культура и изделия с этническими мотивами.

Вы собираетесь в Чебоксары и хотите привезти из города на Волге что-нибудь памятное и необычное? Современная одежда в национальном стиле — один из самых популярных сувениров, которые туристы привозят из Чувашии. Большим спросом пользуются коллекции текстильных компаний «Чебоксарский трикотаж» и Melado. Их изделия отличают интересные фасоны и наличие классического орнамента. Будьте оригинальными — носите одежду с чувашской национальной символикой!

Благодарим за предоставленные материалы о чувашской одежде сотрудников Чувашского национального музея, Музея чувашской вышивки, а также Чувашского государственного художественного музея, в частности, Геннадия Иванова-Оркова, специалиста по чувашским костюмам.

Источник: https://visitvolga.ru/blog/national-costume/

Интересные факты о традициях чувашского народа

Национальные праздники чувашии. Народные праздники

Чуваши – это пятый по численности народ, проживающий на территории Российской Федерации. Их ближайшими предками являются булгары. В древних летописях Руси впервые упоминание о народности встречается в 1508 году. В нашей стране проживает почти полтора миллиона человек, принадлежащих к чувашскому этносу.

История появления

Первые упоминания народности датируются шестнадцатым веком. Существует множество разнообразных версий происхождения этноса. Вероятней всего, потомками чувашей были тюркские племена. Во втором веке до нашей эры они начали мигрировать по направлению к западу.

В поисках лучшей жизни люди добрались до территории, которая в наши дни именуется городом Чебоксары. Регион был заселен тюрками в седьмом веке и лишь спустя триста лет было организовано отдельное государство, известное в те времена под названием Волжская Булгария.

В десятом веке оно считалось одним из сильнейших поселений на территории Руси, причем точные границы республики до сих пор известны. В те времена численность нации, обитающей в Булгарии, насчитывала почти полтора миллиона человек и представляла собой смесь из разного этноса. Рядом с болгарами мирно сосуществовали мордва, армяне, славяне и т.д.

История чувашского народа могла развиваться иначе, но в 1236 году на территорию вторглись враждебно настроенные монголо-татары. Они практически до основания разрушили Булгарию. Часть люди, спасаясь от захватчиков, двинулись по направлению к северу, где образовали Казанское ханство. Оно вошло в состав Руси в 1552 году во времена похода Ивана Грозного.

С киргизского языка наименование этноса переводится как «скоромные». В соответствии с современными словарями «чуваши» – это «безобидные».

Внешность и народный костюм

Представители этноса мало чем отличаются жителей средней полосы России. Европеоидный тип внешности с чертами монголоидной расы и средний рост – этими словами можно описать обычного жителя Чебоксар.

Характерной чертой нации считается прямой аккуратный нос, низкая переносица, лицо округлой формы, четко очерченные скулы и небольшой рот. Среди чувашей можно встретить и голубоглазых блондинов и темнооких брюнетов.

Национальные одеяния также похожи на наряды жителей средней полосы России. В основе женского костюма лежит ярко расшитая сорочка, дополненная халатом, передником и поясом. Барышни обязательно надевали головной убор (тухью) и многочисленные украшения, щедро обсыпанные блестящими и звенящими монетками.

Костюм мужчин отличался простотой и скромностью. Наряд включал в себя рубаху, штаны и пояс. Вещи шили в основном из сукна и холста. На ноги одевали онучи, сапоги или лапти. В холодное время года наряд дополняли кафтаном (шупар) и шубой на овчине (кёрёки). Традиционная вышивка чувашей представляла собой геометрический узор и символический рисунок древа жизни.

Ни один представитель народности не имел права покидать дом с непокрытыми волосами. Барышни творчески походили к декорированию головного убора. Тухью конусообразной формы надевали незамужние девушки, а вот дамы, связанные семейными узами, облачались в округлую хушпу. Изначально шляпка выполняла роль своеобразного оберега, позже её использовали для украшения внешнего облика.

Религия

Культура народности воистину уникальна. До сих пор в традиционных обрядах прослеживаются элементы Передней Азии. Также на стиль народности большое влияние оказали ираноязычные соседи (скифы, аланы). От них чуваши переняли не только манеру одеваться, но и часть религиозных обрядов.

Что исповедуют чуваши? Современные представители этноса являются православными христианами, мусульмане встречаются в исключительных случаях несмотря на тесное соседство с татарами.

До присоединения к Руси народность проповедовала язычество. Верховным божеством считался Тура, покровитель неба. Чуваши в старинные времена поклонялись духами природы, проводили в их честь ряд ритуалов. В результате у этноса появилось огромное количество обрядов, связанных с культом древа жизни, сменой времен года, посевом и сбором урожая.

Многие из праздников сохранились и в наши дни, они гармонично объединились с христианскими обрядами. Ярким примером является чувашская свадьба, на которой молодожены и гости облачаются в национальные костюмы и проводят сложные ритуалы.

Язык и письменность

Наречие народности относится к тюркской лингвистической группе. Историки считают, что это единственный сохранившейся язык из булгарской ветви. Внутри этноса он поделен на два диалекта, который отличается в зависимости от региона проживания. Также язык подразделяют на верховой («окающий») и низовой («укающий») говор. На основе последнего сформирован литературная лингвистика.

Историки уверяют, что в древние времена народ чуваши имел собственную руническую письменность. Современный алфавит появился лишь в 1873 году благодаря стараниям педагога И. Я. Яковлева. Помимо кириллицы он содержит ряд уникальных символов, которые отражают фонетические различия между диалектами.

Первым официальным языком республики считается русский, вторым – чувашский. Оба наречия входят в школьную программу и являются обязательными для изучения. Местное население бегло говорит на обоих языках.

Культура и быт чувашского народа

Основное занятие этноса – земледелие. Судя по исследованиям историков, представители нации добились хороших успехов в данном направлении и преуспели в нем намного лучше, чем татары или славяне. Это объясняется тем, что чуваши обитали в небольших деревеньках, расположенных на удалении от больших городов.

Работа с земельными участками была для людей единственным способом добыть пропитание. Поэтому от домашних дел никто не отлынивал, к тому же местные земли считались плодородными и радовали жителей богатым урожаем.

К сожалению, этого было недостаточно, чтобы полностью обеспечить чувашей и избежать голода. Народность специализировалась на выращивании таких культур, как рожь, овес, ячмень, гречиха и горох. Для работ использовали серпы, косули и т.д.

В старинные времена чуваши обитали в маленьких поселениях, которые обычно возводили неподалеку от речных долин и озер. Дома вытраивались в ряд или «кучкой».

Традиционное жилище этноса – пурт, его возводили посреди двора и считали центральной постройкой. Также можно было встретить строение под названием лась, оно исполняло роль летней кухни.

Традиции и обычаи чувашского народа

Этнос бережно хранит старинные обряды, которые зародились во времена их предков. Многие древние традиции народ соблюдает и в наши дни. Одним из национальных торжеств, которые праздновали несколько веков назад, является Улах. В Чебоксарах его отмечает и современная молодежь.

Организатором веселья является девушка, которой посчастливилось остаться без родителей. Когда старшее поколение покидало дом по своим делам, барышня приглашала в гости местную молодежь. Хозяйка вместе с остальным девушками усаживается в круг и занимается рукоделием. В это время юноши устраиваются неподалеку и наблюдают за происходящим.

Также молодежь пела под гармонь, танцевала и веселилась. Изначально цель мероприятия была поиск второй половинки. В современном мире – это просто возможность от души повеселиться без присмотра отцов и матерей.

Еще один традиционный обычай чувашей – Саварни. Это празднество, посвященное проводам зимы. Народные гулянья проходят с плясками, песнями и многочисленными играми. Люди наряжают чучело, символизирующее матушку-зиму. Также в этот день принято кататься на запряженных в сани лошадей. В основном подобным развлечением увлекаются детишки.

Чувашская Пасха или праздник Манкун – это одно из самых светлых и чистых празднеств. Накануне торжества хозяйки прибирались в доме, мужчины наводили порядок во дворе. К празднику ведется тщательная подготовка, наполняются пивом бочонки, пекутся различные пироги. Также женщины красят яйца и занимаются готовкой национальных яств.

Манкун растягивается на семь дней, на протяжении которых народ веселится, танцует, поет и проводит разные конкурсы. Перед праздником на улицах устанавливают качели, на которых могли покататься не только дети, но и взрослые.

Существует у чувашской народности ряд торжеств, связанных с земледелием: Акатуй, Симек, Пукрав, Питрав. Их отмечают в честь начала и окончания посевных работ, сбора урожая или прихода зимы.

Еще один национальный праздник жителей Чебоксар – Сурхури. В этот день у молодых девушек принято гадать. В кромешной темноте они отлавливали овечек и повязывали им на шею ленточку. Ранним утром барышни отправлялись в загон, чтобы посмотреть цвет шерсти животного.

Если она белоснежная, то у второй половинки будут светлые локоны. Тёмный окрас свидетельствовал о том, что барышне попадется темноволосый кавалер. Если овечка оказывалась пестрой, то считалось, что пара будет не слишком красивой.

В зависимости от района торжество отмечают в разные даты, например, перед Рождеством или Новым годом. А некоторые проводят Сурхури в ночь перед Крещеньем.

Расселение чувашей в России

Основная часть народности обитает в Чувашской Республике (примерно 67,7%). Регион располагается на востоке, занимает большинство территории правого побережья Волги, между притоками Сури и Свиягой.

На западе населенный пункт граничит с Нижегородской областью, на севере с республикой Марий Эл, на востоке с Татарстаном, на юге с Ульяновской областью.

Чувашия является частью Приволжского федерального округа.

За пределами республики большое количество этноса проживает в Татарстане (более ста десяти тысяч человек), Башкортостане (примерно 107,5 тыс.). Значительная часть чувашей обитает в Ульяновской (девяноста пять тысяч), Самарской (84,1 тыс.) областях и в Сибири. Незначительная часть этноса нашла пристанище за пределами России.

Заключение

Народ чуваши – это довольно многочисленный этнос. По истории их происхождения споры между историками не утихают по сей день.

Одни верят, что народность является потомками болгар, другие считают, что прародителями нации было объединение савиров. Чуваши дорожат своими традициями и придерживаются их в наши дни.

В переводе название этноса означает «спокойный», что на 100% отражает миролюбивый нрав народности.

Из видеоролика вы узнаете о традициях и обычаях жителей Чувашской Республики.

Источник: https://7kul.ru/traditsii/obryady/interesnye-fakty-o-traditsiyah-chuvashskogo-naroda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.