Ребенок познает мир. Как грудной ребенок познает мир

Как ребёнок познаёт окружающий мир? – ВашПедагог

Ребенок познает мир. Как грудной ребенок познает мир

29 Март 2016      admin74       страница » Развитие детей        4421

Чтобы понять, как дети взаимодействуют с миром и познают его, можно понаблюдать за малышами. В основном познание мира ребенком начинается в двухлетнем возрасте. Все, что его окружает, становится объектом исследования: игрушки, домашние животные, люди, обстановка и т.д.

Его опыт нельзя назвать упорядоченным, ведь малыши не систематизируют свои знания, а лишь получают впечатления, но это  очень важно для последующего восприятия мира. Информация, запечатленная в сознании в нежном возрасте, становится основой, стержнем, на который «нанизываются» дальнейшие знания об окружающем.

Именно в этот период нужно расширять кругозор ребенка, знакомить его с разными сферами быта. Хорошо, если родители дают пояснения, обращая внимание малыша на людей, которые живут рядом, называя своими именами вещи. Полезно говорить ребенку: «Ты – Коля. Где у Коли глазки, ручки? и т.д.» Так происходит самоидентификация малыша в мире.

К трем годам познание мира ребенком приводит его к освоению природы, окружающей среды. В привычной обстановке он уже ориентируется хорошо, а вот мир парка, леса, общественных мест становится для него истинным открытием! Взрослым стоит привлекать его внимание к разным явлениям природы: ветру, снегу, дождю.

Полезно вместе с ребенком наблюдать за поведением животных, например, в зоопарке. Покажите, как звери заботятся о своих детках, как купаются, кушают и т.д. Для малышей это ново и очень интересно!

С пяти-шести лет познание окружающего мира детьми дошкольного возраста может происходить в путешествиях. Они уже достаточно разумны, любопытны, впечатлительны, способны надолго удерживать в памяти информацию о достопримечательностях. Путешествия – замечательное средство для развития кругозора, памяти, речи детей, источник новых знаний о традициях и образе жизни других народов и стран.

Деятельное познание ребенком окружающего мира

Лучше всего окружающий мир дети познают, активно воздействуя на него. Важно, чтобы с самого раннего возраста в них формировалось чувство ответственности за свои поступки. Какие действия полезны для познания мира ребенком?

  • Физический труд. Давая детям посильные задания по расчистке дорожек от снега, созданию весенних запруд с целью снегоотведения и т.д., взрослые показывают, что собственным трудом человек может преображать окружающий мир
  • Уход за живыми существами. Наличие животных в доме или в приусадебном хозяйстве – отличный способ приобщить ребенка к уходу за ними и изучению их повадок, привычек. Нужно заинтересовать ребенка наблюдением за «братьями меньшими», показать, как они отзывчивы на доброту и ласковое слово, как бескорыстно служат человеку
  • Работа в саду и огороде, комнатное цветоводство. Если с юного возраста приобщать ребенка к работе на собственной маленькой грядке в саду, это благотворно скажется на его мировосприятии. С каким удовольствием малыши поливают свои морковки и огурчики, с какой гордостью угощают ими мам и пап! Да и дома уход за собственным, «самым лучшим», цветком доставит им много радости.

Источник:

Ребёнок познаёт мир: врождённые способы познания

Когда вы весенним ярким утром переступите порог дома и окажетесь на улице, что может привлечь ваше внимание? Распустившиеся на окнах фиалки или на удивление светлые одежды прохожих? А может, тёплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, спутавший волосы и взметнувший полы одежды? Или, может, ваше внимание привлечёт рёв соседской машины, и вы небрежно поинтересуетесь у соседа, когда же он, наконец, соберётся поставить на это чудовище надёжный глушитель?

Смею заверить вас, что вы не случайно выбрали объектом вашего внимания, прежде всего зрительный образ, физические ощущения или звук.

В нашей жизни мы естественно используем для понимания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаём предпочтение одним, а не другим.

Эта врождённая способность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать – зрительный, слуховой или осязательный, — и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врождённого приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.

Визуальный, слуховой и кинетический типы восприятия

Значительная часть нашего потенциала, определяющего последующие достижения, заложена в нас уже при рождении. Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом.

Однако большинство из нас, вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, а также отсутствие интереса ко многим школьным предметам, вполне обоснованно предполагают обратное.

Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьёзные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами? Разве мало красноречивых ораторов, так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи? Или мало нам встречалось крепких ребят, бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого самыми престижными университетами чуть ли не автоматом, которые так и не смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки? К счастью, теперь у родителей и педагогов есть возможность избавить ребёнка от столь печальной судьбы.

На протяжении нашей жизни мы познаём окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации.

Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую, или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию – глазами, ушами или посредством осязания. Для описания способов познания мира детьми используют такие термины, как «зритель», «слушатель» и «деятель».

Годы работы с маленькими детьми убедили в существовании связи между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками и успешной учёбой ребёнка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребёнка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьёзного внимания со стороны родителей и педагогов!

Есть ли какая-то связь между полом ребёнка и приобретённым способом познания?

Существует мнение, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчики. Однако однозначно утверждать это нельзя.

Девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас, и говорить они начинают раньше мальчиков.

В то же время, у мальчиков наблюдаются более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое чувство пространства, чем у девочек.

Таким образом, мальчики чаще всего относятся к «зрителям», обладающим навыками, которые затем помогут им в школе, или к «деятелям», которым учение не будет даваться легко. Естественно, существует множество исключений из этого правила.

Мы знаем великолепно координированных женщин – спортсменок и актрис, мужчин ораторов и композиторов. Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например «зритель-деятель», «зритель-слушатель».

Вместе с тем значительное количество людей предпочитают один, вполне определённый и чётко выраженный, способ познания.

Источник:

Ребенок познает окружающий мир

Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов, их формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений предметов и их соотношений. 

Годовалый малыш поражает взрослых неиссякаемым интересом ко всему окружающему. Психологи заметили удивительную привлекательность для маленьких детей самых мелких предметов. Сидя на стульчике, ребенок может необычайно долго разглядывать крошки хлеба или печенья, маленького жучка, ниточку.

Он смотрит на них, пытается взять в руку, вертит, перекладывает с места на место, пробует на вкус, кладет на другие предметы. Одно из любимых занятий, которое часто доводит взрослых до изнеможения — выбрасывание предметов из кровати или манежа и наблюдение за результатом своих действий.

Ребенок все время меняет положение предметов, изучает их под разным углом зрения. Одновременно происходит тренировка его моторных способностей, мелких мышечных движений.

Малыши могут часами вкладывать и выкладывать предметы из коробки на стол и, наоборот, открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы шкафов.

Вплоть до трех лет дети используют для изучения предметов один из генетически первых способов ознакомления с ними — через рот (лижут, надкусывают).

Интересуют детей и крупные вещи, с которыми они пытаются обращаться так, как это делают взрослые. Они обожают включать и выключать телевизор, вертеть шланг пылесоса, раскачивать абажур, разглядывать машины на улице, витрины магазинов. Еще одна страсть детей этого возраста — игры с водой и песком.

Пожалуй, нет других таких же подвижных и изменчивых субстанций, как эти.

Расходящиеся круги по воде, исчезновение в ней предметов, приятные тактильные ощущения, меняющееся отражение, придание влажному песку любой формы и мгновенное разрушение ее — весь этот калейдоскоп впечатлений буквально завораживает ребенка, каждое такое изменение для него — открытие.

Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячами. Их можно закатывать в разные углы, подбрасывать вверх, ими интересно перекидываться с кем-либо из взрослых или сверстников, на них можно лечь и плавно покачиваться — в общем, производить массу разнообразных действий.

Дети любят также играть с игрушками, которые имеют подвижные детали: куклами, у которых части тела можно сгибать и разгибать по своему усмотрению, а одежду снимать и надевать, машинками со свободно вращающимися колесами, открывающимися дверками, поднимающимися кузовами, куда можно складывать различные предметы и возить по комнате.

И, наконец, дети раннего возраста любят все, к чему прикасаются руки взрослых. Неважно, чем они заняты — подметают пол, разговаривают по телефону или варят обед,- ребенок сразу же стремится завладеть привлекательным предметом или присоединиться к их действиям.

Оставшись наедине, он начинает воспроизводить увиденное, что подчас выглядит очень комично.

В 2,5-3 года дети проявляют повышенный интерес к различного рода постройкам из кубиков, брусочков. Они проводят много времени за строительством башен, крепостей, мостов. В этом же возрасте возникает интерес детей к книгам. Вначале их привлекает только процесс переворачивания страничек.

Неважно, что книга лежит на коленях вверх ногами, — интересно то, что можно изменять положение страниц, а иногда, чего греха таить, и вырвать из нее парочку листочков, пока мама не видит. Почти все дети в этом возрасте любят рвать газеты, бумагу. Видимо, и здесь их привлекает возможность быстрого изменения формы и размеров листов.

Но постепенно, с помощью взрослых, ребенок научается видеть, что книжка — это не только много соединенных вместе листочков. Она оставляет массу более интересных впечатлений — в ней знакомые и незнакомые предметы в ярком изображении, неожиданные сюжеты.

Источник: https://65-school.ru/detyam/kak-rebyonok-poznayot-okruzhayushhij-mir.html

как дети познают окружающий мир

Ребенок познает мир. Как грудной ребенок познает мир

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Сегодня речь пойдет о том, как дети познают окружающий мир. Расскажем, почему не надо ругать годовалого малыша за разбрасываемые вещи. Узнаете также как игры помогают развитию речи ребенка. И много другого интересного в нашей статье!

Ребенок изучает окружающий мир

Бух! Опять погремушка упала на пол. Восьмимесячный Сережа сидит на высоком детском стульчике, показывает вниз и полный ожидания, смотрит на маму сияющими глазами: надо поднять.

Только она успела подобрать игрушку, как все начинается сначала: несколько сильных ударов по столу, потом погремушка летит вниз. До тех пор, пока мать не теряет терпение. «Ты же вообще не хочешь играть. Наверное, ты хочешь меня позлить?» Нет, он вовсе не хочет ее позлить.

То, что он бросает на пол все, до чего может дотянуться, — в этом и состоит игра.

Удовольствие, испытываемое при этом, и врожденное любопытство заставляют ребенка неустанно повторять свои действия. Еще раз, еще раз! Эта фаза между шестым и двенадцатым месяцем жизни характерна для поведения «первооткрывателя».

Как дети познают мир

То, что родителям часто кажется бессмысленным, способствует умственному развитию младенца. Складывая в коробку и снова вынимая какие-нибудь предметы, ударяя кубик о кубик, шлепая связкой ключей по столу, в десятый раз хватаясь за папины очки, он узнает массу нового о своем маленьком мире: то, что вещи легкие или тяжелые, большие и маленькие, грубые или мягкие, громкие или тихие.

Постепенно он начинает понимать, что что-то остается в наличии, даже, если оно исчезло из его поля зрения. И узнает, что может чего-то добиться своими действиями. Например: игрушечная утка приблизится к нему, если потянуть за шнур. Устраивать шум вместе вдвойне приятно.

Для вашего малыша деревянная ложка вначале всего лишь средство для определенной цели. Он радуется движению, шуму. Примерно с 9-го месяца он понимает: надо бить по кастрюле — тогда будет музыка.

Развитие речи и познание окружающего мира

О том, что девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики, знают все. Побеседовать с маленькой дамой чаще всего можно уже года в два.

Она охотно расскажет, кто купил ей новое платье и какое красивое есть еще одно дома… Мальчики более сдержанны и часто молчат почти до трех лет. Раньше этого времени не стоит бить тревогу и обращаться к врачу. Но еще до того, как ребенок заговорит, некоторые симптомы указывают на то, что не все благополучно.

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

У грудничка — это монотонное гудение на одной букве, вместо лепета. Или обильное слюноотделение, которое не прекращается даже тогда, когда не растет очередной зуб. Или слегка приоткрытый ротик с трогательно высунутым язычком. В этих случаях лучше обратиться к врачу-специалисту, который осмотрит строение речевого аппарата вашего ребенка.

Для того, чтобы ребенок заговорил вовремя, очень полезно с самого рождения разговаривать с ним медленно и четко, как с иностранцем, изучающим русский язык, петь перед сном песенки, или, когда вы заняты и не можете уделить ему внимания, включать проигрыватель со сказками или легкой музыкой. Огромное влияние на развитие речевого аппарата оказывает так называемая «мелкая моторика» — умение пользоваться своими пальчиками.

Развитие мелкой моторики и речь

Они в начале жизни очень непослушные. Как можно раньше доверьте вашему ребенку ложку. Уборки будет много, но польза несомненна. Познакомьте его с пластилином. Маленькому человечку слепить что-то сразу вряд ли удастся, но он может катать разноцветные шарики или размазывать пластилин по картонке. Не забудьте купить мозаику — это еще одна очень полезная игра для рук.

Мозаику выбирайте с самыми крупными бусинками, тогда за ними легче будет уследить. Вообще, игры с мелкими предметами полезны как для рук, так и для развития речи.

Но здесь вас подстерегает серьезная опасность — все игрушки могут оказаться во рту и даже в желудке. Поэтому лепить из пластилина можно только со взрослыми, под их наблюдением.

Сейчас в магазинах появился так называемый «съедобный» пластилин.

Стоит он чуть дороже обычного, но зато, если он попадет в рот, вреда не причинит. Мелкие же предметы можно нанизать на прочную веревку, получатся так называемые детские четки, ребенок с удовольствием будет их перебирать, а вы сможете ненадолго от него отойти по своим делам.

Ваш ребенок уже говорит. Отлично! Вот только не все буквы произносит. Нет «л», вместо «р» вообще пропуск… Не беда. После трех лет, ближе к четырем, если эти звуки не появятся сами, их поможет «отыскать» врач-логопед.

Рекомендуем также обязательно прочитать статью «Мелкая моторика и речь ребенка». С момента рождения и всю дальнейшую жизнь руки человека неустанно функционируют. Доказано, что мелкая моторика и речь человека взаимосвязаны. Интеллектуальное развитие любой личности представляет собой непрерывный процесс обучения.

Китайцы уже давным-давно увидели взаимосвязь между человеческим интеллектом и мелкой моторикой. Они считают, что добиться гармонии тела и умственной деятельности можно с помощью специальных упражнений для развития подвижности пальцев рук. Это вполне понятно, ведь на пальцах рук находится большое количество нервных окончаний.

Стимулирование этих мест благоприятно сказывается на развитии всего организма.

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

Источник: https://superwoomen.ru/semya-i-deti/kak-deti-poznayut-okruzhayushhij-mir.html

Познание ребенком окружающего мира

Ребенок познает мир. Как грудной ребенок познает мир

Если задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики.

Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний.

Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.

Каким образом ребенок познает окружающий мир?

Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира.

Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением.

Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.

Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.

Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни.

Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом.

Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.

Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.

Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:

  • каким образом ребенок воспринимает информацию;
  • и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.

Основные инструменты восприятия

Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.

  1. Слух;
  2. Зрение;
  3. Осязание;
  4. Обоняние;
  5. Вкус.

Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.

Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.

Механизмы познания окружающего мира

Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.

Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.

Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.

Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.

Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.

Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.

Сроки и скорость включения различных механизмов в жизни ребенка зависят от того, какой из инструментов восприятия является основным от природы.

Одни дети больше любят слушать, другие рассматривать, а третьи непоседливы и стремятся что-нибудь разобрать или сломать.

Различие детей по темпераменту заложено от природы и вызвано тем, что у разных детей восприятие нового идет по разным каналам. Кто-то лучше понимает услышанное слово или музыку, кто-то жаждет увидеть.

В зависимости от того, что лежит в основе и формируется характер исследования мира ребенком.

Правильным способом помощи в изучении окружающего мира ребенком будет определение того, какой канал восприятия мира наиболее развит у ребенка.

Каждый родитель мечтает о счастливой, успешной, красивой жизни для своего ребенка, стремится дать как можно больше с самого раннего возраста. Понимая, что…

Для жизни каждого человека необходимым является понятие времени суток и промежутка, который должен пройти между разными событиями. Время — абстрактное понятие, которое…

Каждый ребенок, независимо от основного канала восприятия информации, в возрасте до 6-7 лет познает мир через игру. Этот способ познания нового становится…

Принятие факта важности в помощи ребенку в постижении окружающего мира является началом для правильного воспитания ребенка. Но у многих родителей может появиться…

Нашим крохам достаточно тяжело дается понимание абстрактных понятий. Оно и ясно, такие вещи как время нельзя потрогать или увидеть. Тем не менее,…

Каждый день наши малыши учатся чему-то новому, познавая этот удивительный мир. Одна из вещей, которым им предстоит научиться – ориентироваться в пространстве….

С самого рождения малыши всё время находятся в процессе обучения! Недавно мы учили наших крох цифрам, а сегодня мы расскажем вам одну очень простую…

Источник: https://kukuriku.ru/obuchenie/okruzhayushhij-mir/

Малыш познает мир

Ребенок познает мир. Как грудной ребенок познает мир

В. И. ШИЛЕНКОВА, кандидат медицинских наук

Взрослеем. За три месяца малыш прибавил больше двух килограммов и значительно вырос. Постепенно он становится все более сознательным существом. Кормите его пока по-прежнему 6 раз в сутки, то есть приблизительно через каждые три с половиной часа с ночным перерывом.

Гимнастике и массажу, туалету и купанию также должно быть отведено определенное время в режиме дня. Малыш сейчас бодрствует значительно дольше, может без сна «продержаться» 1,5-2 часа. И это самое лучшее время для воспитания.

Обязательно много и ласково разговаривайте с ним, старайтесь вызвать улыбку, всячески привлекая его внимание. Вы увидите, как в ответ на ласковую речь он довольно улыбается, издает громкие звуки, резво двигает ручками и ножками.

Для мамы должно быть правилом: плохое настроение, раздражение остаются за пределом общения с малышом, и все процедуры — умывание, купание, гимнастика, массаж, кормление — должны сопровождаться улыбкой, нежной речью, даже песенкой. Создавая такой благоприятный эмоциональный фон, вы закрепляете необходимые малышу навыки.

Четвертый месяц — время, когда в его жизни немалое место начинают занимать игрушки. Они должны быть разные и по цвету, и по форме, и даже по звучанию. Ведь малыш уже все это различает, пытается ощупать любой предмет, что попадается ему в «лапы», вплоть до кусочка ткани.

Подвешивайте игрушки на удобном расстоянии, так, чтобы ребенок мог до них дотянуться, — движения его пока не слишком координированны. И совсем не нужно стремиться, чтобы игрушек было много, достаточно двух-трех.

Если ребенок спокойно и сосредоточенно занимается игрушками, лучше не подходить и не отвлекать его. Идет процесс познания окружающего мира, процесс творческий, и в какой-то степени уже с этого возраста малыш приучается к самостоятельности.

Но если он забеспокоится, поспешите к нему, и вы с удовольствием обнаружите, как он обрадуется, завидев вас, как громко будет приветствовать, активно двигаясь.

Это так называемый комплекс оживления, он очень полезен для развитая двигательных навыков. И вызывать его надо по возможности чаще.

Продолжайте заботиться о физическом развитии ребенка. Несколько раз в день выкладывайте его на животик, обязательно на твердую поверхность. Теперь он уже хорошо держит головку в этом положении, и ваша задача — заставить его поворачивать ее в разные стороны. Для этого подходите к малышу то справа, то слева, стараясь привлечь к себе его внимание.

Ставьте перед ним яркие игрушки, лучше громко звенящие, пусть он попытается дотянуться до них.

В этом возрасте ребенок уже может поворачиваться на бок, переворачиваться с животика на спинку, а к концу месяца — уже и со спинки на животик. Совсем ненадолго, аккуратно поддерживая, можно его ставить на ножки вертикально. Он даже опирается на них, правда, в течение очень короткого времени, и ножки при этом согнуты в коленях.

Самое удобное время для массажа и гимнастики — утренние часы, через полчаса-час после кормления. Постепенно снижается физиологическое напряжение мышц-сгибателей (См. «Мышцы сгибатели-разгибатели»), и в комплекс упражнений пора вводить новые.

Делаем массаж рук, разводим их в стороны и скрещиваем на груди. Массируем ноги, поворачиваем ребенка, держа за руку, со спины на животик, массируем спину Потом, в положении на животе, на весу, стараемся как бы отклонить ему голову назад, потом массируем живот. Как это делать, написано в «Здоровье» № 3 за 1991 год.

Днем ребенку неплохо бы поспать на свежем воздухе. Апрельское солнце пригревает, и коляску поставьте под дерево, опустив верх. Следите, не перегревается ли малыш. Рассеянным солнечным лучам подставьте и ручки ребенка.

Как я уже говорила, это хорошая профилактика рахита. Ультрафиолетовые лучи способствуют образованию витамина D в коже малыша, а значит, у него увеличивается потребность в кальции. Если врач выписал ребенку препараты кальция, строго следуйте его назначениям.

На четвертом месяце в меню обязательно должен быть творог — 20-30 граммов в сутки. Смешивайте его с грудным молоком, растирая до густоты сметаны, и давайте с ложечки, лучше после кормления. Самой полез¬ной для ребенка пищей по-прежнему остается грудное молоко.

Докорм, если молока недостаточно, такой же, как и прежде, — цельный кефир или молочные смеси. Если вскармливание смешанное или полностью искусственное, лучше кормить ребенка чуть пореже — 5 раз в день с промежутками в 4 часа.

Пора уже давать яичный желток. Яйцо варите вкрутую, желток растирайте с грудным молоком также до густоты сметаны и, начиная буквально с крошек, давайте ребенку после кормления. Постепенно порция увеличивается до 1/4 желтка, а к концу месяца до 1/3.

Но помните: желток пока малышу можно давать лишь раз в три дня. Особенно необходим желток детям, у которых снижено содержание гемоглобина в крови и есть проявления рахита.

https://www.youtube.com/watch?v=7LhmN9JVJMQ

В два приема, увеличивая общее количество до 50-60 миллиграммов е сутки, даем ребенку соки: яблочный, лимонный, морковный, гранатовый (с кипяченой водой). Если у него нет экссудативного диатеза, можно попробовать апельсиновый, осторожно начиная с 1-2 капель, постепенно увеличивая до 5-6 чайных ложек.

Но если вы увидите, что у малыша краснеют щечки, появляются другие признаки аллергии, перестаньте давать этот сок.

Тертое яблоко в меню — пока раз в день: порция сначала на кончике ложки. Постепенно, к концу месяца увеличьте ее до 5-6 чайных ложек. Можно давать и банан в том же количестве, что и яблоко. Банан разомните и смешайте с водой.

Стул у малыша должен быть 1-2, иногда 2-3 раза в сутки, уже вполне оформленный, желтого цвета, без примесей. У некоторых детей он бывает через день и это очень тревожит родителей.

Если ребенок спокоен живот у него мягкий, не вздут и не болит, то оснований для тревог нет. Это еще не запор, а явление вполне нормальное для детей, хорошо усваивающих грудное молоко.

Но если стула нет 1-2 дня, ребенок становится беспокойным, у него вздут животик значит, ему необходима помощь. В такой ситуации можно сделать очистительную клизму.

Возьмите резиновый баллончик с мягким наконечником. Если наконечник твердый, можно надеть на него резиновую газоотводную трубку. Наберите в баллон 30-60 миллилитров обычной кипяченой воды. Не больше. Потому что может растянуться нижний отдел кишечника, что приведет к еще большей задержке стула.

Температура воды 26-28°, теплее не надо: теплая вода быстро всасывается стенкой прямой кишки, и рефлекса опорожнения в ответ на раздражение слизистой не возникает.

Чтобы не попал в кишечник воздух, поднимите наконечник вверх и, легко сжав баллончик, осторожно выпустите из него воздух.

Потом смажьте наконечник вазелином или прокипяченным растительным маслом и введите в прямую кишку примерно на 4 сантиметра. Ребенок при этом лежит на левом боку, ножки слегка согнуты в коленях и приближены к животику, таз ему следует слегка приподнять.

Воду вводите медленно, жидкость должна поступать в кишечник свободно. Вынимайте баллон, не разжимая, чтобы и в этот момент в кишечник не попал воздух.

Если клизма не помогает, иногда приходится делать ее снова, добавляя в воду половину или целую чайную ложку прокипяченного подсолнечного масла.

У ребенка вздут живот и плохо отходят газы? Попробуйте ввести в задний проход на несколько минут резиновую газоотводную трубочку, смазанную вазелином или подсолнечным маслом. Иногда это способствует и опорожнению кишечника.

Ни в коем случае не добавляйте в воду для клизмы мыльный раствор или поваренную соль, как делают некоторые мамы. Это вызывает слишком бурную перистальтику кишечника, боль в животе, болезненные и ложные позывы к опорожнению кишечника.

Постарайтесь клизму ставить только в крайнем случае, не приучайте к ней ребенка.

Если запоры повторяются, попробуйте ежедневно давать малышу несколько капель свежеприготовленного свекольного сока (с водой), можно в два приема. Готовьте пюре из сухих слив, кураги.

Если ребенок получает кефир, следите, чтобы он был однодневным; двухдневный способствует закреплению стула.

Полезны ежедневный массаж живота, выкладывание на животик, гимнастика. Все это, как я говорила, усиливает перистальтику кишечника.

При упорных запорах обратитесь к врачу. Иногда их причиной бывают недостаточная активность желудочных ферментов или какая-то врожденная патология органов пищеварения. Запоры нередко сопутствуют и рахиту.

По материалам журнала “Здоровье” 04.1991 г.

Внимание мамы!

РУБРИКА «ВНИМАНИЕ, МАМЫ!». ЕЕ МАТЕРИАЛЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ ПОЗНАКОМЯТ ВАС С ПРАВИЛАМИ УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ ДО ГОДА. РАССКАЖУТ О ЕГО ПИТАНИИ РЕЖИМЕ ДНЯ. ВОСПИТАНИИ.

“Мамины «почему?»”

По вашей просьбе, дорогие читательницы, мы вводим новую рубрику “Мамины «почему?»”, где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.

Рубрику “Мамины «почему?»”, где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты.

Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.Ведет рубрику кандидат медицинских наук С. Л. ПОЛЧАНОВА.

Грудной ребенок

Гимнастика грудного ребенка

Кормление и уход за грудным ребенком

Купание и уход за грудным ребенком

Пеленание грудного ребенка

Развитие движений грудного ребенка

Грудной ребёнок

Коляска ребёнка

Кормление ребёнка

Туалет ребёнка

Источник: http://zdorov.liferus.ru/91_04_12_shagov.aspx

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.