Воспитание ребенка до рождения. Дородовое воспитание

Содержание

Методики пренатального воспитания: за и против

Воспитание ребенка до рождения. Дородовое воспитание

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук и писатель Томас Верни много лет занимается вопросами дородового воспитания. Он преподавал в Гарварде, университете Торонто, Йоркском университете.

Читает лекции и ведет семинары по пренатальной и перинатальной психологии и психотерапии в Канаде, Соединенных Штатах, Европе, Южной Америке.

Одна из его книг, написанная в 1981 году,  «Тайная жизнь ребёнка до рождения» о том, что подготовить ребёнка к счастливой, здоровой жизни можно ещё до его рождения.

О методике

Методика Томаса Верни направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления будущей матери. В результате чегоснижается поступление к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Об авторе

Доктор Брент Логан – создатель системы пренатального развития «BabyPlus» и один из основателей пренатального обучения в США. Логан был первооткрывателем дородового обучения в Пренатальном Институте г.

Сиэтла (США), которым он руководил на протяжении многих лет.

Его статьи по данной теме были опубликованы в передовых научных изданиях, а более широкой аудитории его работы и открытия стали известны благодаря многочисленным упоминаниям в СМИ.

О системе

Прибор BabyРlus представляет собой аудиоустройство, имитирующее сердцебиение матери. Это устройство содержит 16 звуковых программ-уроков, которые необходимо воспроизводить по определённому алгоритму.

Об авторах

Концепция «Эффекта Моцарта» была сформулирована французским исследователем Альфредом А. Томатисом в его работе 1991 года «Почему Моцарт?». Он использовал творчество Моцарта в своих медицинских исследованиях и убедился в том, что музыка Моцарта благотворно воздействует на развитие человеческого мозга и помогает в реабилитации при его заболеваниях.

Главным популяризатором идеи «Эффекта Моцарта» стал  писатель и предприниматель Дон Кэмпбелл, в прошлом музыкальный критик. В 1988 году Кэмпбелл основал Институт Музыки, Здоровья и Образования.

Кэмпбелл является автором 18 книг, из них широко известны бестселлеры «Эффект Моцарта» (1997) и «Эффект Моцарта для детей» (1999), которые были переведены на 15 языков и получили большое международное признание.

В книге «Эффект Моцарта для детей» Кэмпбелл рассказывает о благотворном влиянии музыки на здоровье плода и поведение ребёнка после рождения.

О ritmo

Устройство “Ritmo”, основанное на «Эффекте Моцарта», разработала компания Nuvo. Это поддерживающий пояс, который является одновременно системой внутриутробной передачи звука. Устройство работает от любого современного музыкального воспроизводителя (mp3 плеер, iPod, iPhone и др.).

Методы

Стимуляция мозга плода с помощью «перестукивания». Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко и отчетливо произносить слова, поощряющие активность ребенка.

Оказалось, что новорожденные, обучавшиеся по такой программе, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями по сравнению с теми, кто не прошел данную программу.

Этот же способ стимуляции мозга малыша применяется через картонный рупор, прикладываемый к животу беременной.

Рене Ван де Карр считает, что это очень благоприятно сказывается на дальнейшем развитии умственных способностей ребенка.

О методике

По данной методике будущая мама общается с еще не рожденным ребенком  – «мамалышом» (термин автора) при помощи пения, осознанных прикосновений и движений.

Автор указывает: «Данный когнитивно-соматический комплекс активно способствует возникновению межнейрональных связей, формированию пренатального ядра его личности, готовит к естественным родам, настраивает на грудное вскармливание.

При этом происходит  отработка сценариев поведения ребенка после его рождения»[1].  Метод одобрен Минздравом РФ с 1996 года. 

Особенно автор отмечает пение. Пение мамы существенно улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем плода.  Как утверждает профессор Лазарев, «в процессе пения у будущей матери гармонизируется работа плаценты, кровообращение в ней.

Хорошее кровоснабжение всего организма и своевременное обильное насыщение кислородом и питанием способствует отличному развитию и зрелости всех тканей и систем.

Вибрации материнского голоса и определённые ритмы композиций однозначно позитивно влияют на протекание биохимических процессов в клетках малыша и способствуют гомеостазу (поддержанию жизненноважного равновесия внутри организма)». По мнению профессора М.Л. Лазарева не все песни одинаково влияют на плод.

Он рекомендует петь специально написанные для пренатального воспитания песни, связанные с различными процессами в развитии плода. Это «ритмы дня», звуко-дыхательные упражнения, песни из цикла «музыка движения», «музыка воды» и, естественно, колыбельные. 

Специалистами СОНАТАЛ был изобретен специальный звуковой (или музыкальный) пояс «Мамотоник». Начиная со второго триместра беременности, малыш может сам воспроизводить музыку, нажимая на переднюю брюшную стенку, на которой находится музыкальный пояс, соединенный с электронными датчиками.

«ЗА»

Базовое понимание преимуществ дородового воспитания – это налаживание контакта и установка эмоциональной связи между мамой и ребенком еще до родов. 

Есть специалисты, которые уверяют, что малыш, прошедший  дородовое обучение, будет меньше плакать после рождения, сможет хорошо ориентироваться в пространстве и дольше концентрировать внимание, раньше сверстников –встанет, пойдёт, заговорит. Также существует мнение, что дородовое обучение может принести огромную пользу и маме, – оно способствует менее болезненным схваткам и большему количеству родов без осложнений.  

«ПРОТИВ»

Однако, многие специалисты по детскому развитию относятся к таким заявлениям сдержанно и призывают осторожно относиться к смелым заявлениям производителей устройств пренатального развития (BabyPlus, Ritmo). Оценить эффект любого из этих устройств очень сложно, ведь после рождения будет уже невозможно проверить, родился бы Ваш малыш менее умным и спокойным без их использования или наоборот. 

Есть и более тревожные исследования, которые подвергают сомнению теорию «Пренатальной эволюции» (обосновывающей пренатальное воспитание). Результаты исследований в США, опубликованные в Журнале Американского Медицинского Общества, указывают на то, что избыток нейронов в префронтальной коре головного мозга может стать причиной аутизма*.

ВЫВОД

Если Вы решили прибегнуть к одной из методик пренатального воспитания, мы советуем придерживаться принципа умеренности и естественности. Подбирайте ту методику, которая вызывает положительную реакцию у мамы и будущего малыша. 

Источник: https://www.nutriclub.ru/pregnancy/babys-development/prenatal-education-methods.html

Как беременная может воспитывать своего ребенка до родов

Воспитание ребенка до рождения. Дородовое воспитание

Общение с ребенком в животе матери и, более того, его воспитание  — это возможно!

В разных культурах мира есть немало странных и чудесных историй, в которых ребенок еще до родов общался с матерью.

Так, в Новом Завете написано, что Иоанн Креститель «радостно подпрыгнул» в утробе своей матери Елизаветы, когда их посетила Мария и ее еще не родившийся ребенок.

Герой западноафриканского эпоса «Сундиата», основатель древнего царства Мали (точнее, его душа) перед рождением иногда убегал из лона матери, чтобы поразвлечься в окрестностях дома.

А когда мальчик был готов родиться, то сказал об этом вслух своей матери.

В Каббале, таинственном культе иудаизма, говорится, что ребенок до родов, в утробе знает все, что знает Бог. В момент рождения ангел прикладывает палец к его губам, чтобы тот замолчал, — отсюда странное углубление, которое есть у всех у нас на верхней губе.

Воспитание до рождения: разделите мир с малышом

Когда говорят о пренатальном воспитании ребенка, то есть воспитании до рождения, многие будущие родители с трудом воспринимают малыша в животе у матери как объект применения педагогических технологий. Конечно, воспитание ребенка в утробе матери – это нечто специфическое, совсем иное, чем общение после появления на свет.

Задача беременной – стать для своего ребенка связующим звеном с внешним миром, его зрением, обонянием, вкусом, осязанием. То, что видят ваши глаза, стимулирует выработку гормонов стресса или, наоборот, спокойствия. То, что слышите вы, может слышать ваш ребенок.

Поэтому, окружая себя расслабляющими звуками, вы создаете для него успокаивающую атмосферу. Пища, которую вы едите, ест и ваше дитя. Поэтому у вас есть возможность отправлять информацию о любви и заботе буквально с каждым кусочком или глотком.

Некоторые запахи, располагающие к расслаблению, могут оказывать такое же влияние на малыша — равно как оказывают на него стимулирующее влияние сахар и кофеин.

Ваше тело при беременности «спроектировано» таким образом, что оно само подсказывает вам, чего нужно избегать.

Например, еще несколько недель назад вы наслаждались каждым глоточком кофе, а теперь один его запах вызывает у вас тошноту. Или, к примеру, может стать отталкивающим вкус сигарет.

Или, может, раньше вы недолюбливали овощи, а теперь периодически чувствуете непреодолимое желание поесть салата из шпината или погрызть морковку?

Чем внимательнее вы будете слушать истинные потребности своего тела, тем большую поддержку сможете оказать ребенку. Это и есть развитие, воспитание ребенка во время беременности.

Для вас и для него шестое чувство — это коммуникационный канал, формирующий связь между вами, которая будет длиться всю жизнь. Вы как мать являетесь «антенной».

Поэтому ваша задача – не только принимать и передавать, но и фильтровать все, чего вы не хотите передать ребенку, и сосредотачиваться на информации первостепенной важности.

Конечно, сегодня у работающих беременных женщин мало времени на полноценный отдых и расслабление. Вы не в состоянии фильтровать всю поступающую через вас информацию.

Но все же вы можете найти возможность потратить за день хотя бы немного времени, чтобы посидеть в тихом месте и «передать данные» будущему сыну или дочери.

Подобное общение беременной с ребенком даст ему понять, что он находится в безопасности и любим.

Воспитание до рождения: прикосновение

Большинство женщин чувствуют, что ребенок начинает шевелиться в животе, с 16-18 недели беременности. Но вы можете использовать прикосновения для общения с ним настолько рано, насколько хотите сами. Вы можете не чувствовать реакции ребенка на ощупь, но это не значит, что ее нет.

Омывая свой живот или смазывая его кремом, бальзамом, представьте, что вы моете ребенка или нежно наносите косметику на его кожицу. В процессе вы можете что-то говорить или петь, чтобы прикосновение объединялось с вашим голосом. То же самое может делать и партнер.

На более поздней стадии беременности, когда ребенок у мамы в животе начинает двигаться активнее, вы сможете общаться более непосредственно, мягко сжимая живот во время разговора или пения.

Воспитание до рождения: слух

Существует множество научных доказательств того, что дети учатся распознавать голоса родителей еще до рождения. Так, в исследовании 1984 года французские ученые обнаружили, что дети в возрасте до двух часов после родов активнее реагируют на голоса своих матерей, чем на голоса пяти незнакомых женщин.

Это показывают и более поздние исследования. Если вам кажется, что дети не слышат или не могут идентифицировать голоса до рождения, и вы позволяете себе грозные, негативные интонации, сквернословие и т.п., то, возможно, пришло время пересмотреть свое поведение.

Первые уроки коммуникативных навыков и хороших манер ребенок получает до родов!

Воспитание до рождения: запах

До запаха нельзя дотронуться, но именно он дольше всего остается в мозге. Ароматы способны возбуждать, расслаблять, вдохновлять, успокаивать… Многие запахи природы, «записанные» в эфирных маслах, могут увеличить энергию, улучшить сон и влиять на самочувствие.

Розовое масло, лаванда, герань, сандаловое дерево оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему. В свою очередь, цитрусовые, мята перечная и эвкалипт действуют возбуждающе. Когда вы находитесь под их влиянием, его испытывает и ваше дитя в материнской утробе.

Если хотите, чтобы ребенок до родов смог извлекать пользу из вашего обоняния, выберите с помощью ароматерапевта подходящее для разных ситуаций масло или самостоятельно изучите воздействие разных запахов. Может быть, пригодится что-нибудь мятное после обеда и релаксирующее перед сном.

Если вам не очень нравится идея привлечения специалистов, необязательно заходить так далеко. Обыденные ароматы, такие как запах свежеиспеченного хлеба, недавно срезанных цветов или свежести после дождя также могут пробудить добрые чувства у вас обоих.

Воспитание до рождения: вкус

Вкус тесно связан с запахом. Ваше чадо начнет различать вкусы в амниотической жидкости примерно на 6-7 неделе. Исследования показали, что дети глотают чаще, когда в околоплодных водах присутствует сладкий вкус, и реже, когда мать ест что-то горькое. Подобная информация передается сравнительно быстро.

Так, вкусу чеснока нужно до 45 минут от момента употребления матерью до тех пор, пока он не будет ощущаться в амниотической жидкости. Ребенок до родов получит от мамочки больше, если та будет не просто «угощать» его всякими приятными вкусностями, а позаботиться о полноценном, сбалансированном питании.

Достаточное количество питательных веществ позволит малышу правильнее и гармоничнее развиваться и в животе матери, и после появления на свет.

Воспитание до рождения: зрение

Примерно до 7 месяца ребенок «не видит» света вне утробы, поэтому общение беременной с ним должно задействовать материнское зрение – посредством частых «визуальных пиршеств».

Прогулки по парку или оранжерее, по галерее искусств и даже просмотр витрин могут стимулировать высвобождение гормонов, таких как дофамин, которые дарят хорошее настроение вам и вашему чаду.

Окружите себя изображениями, вызывающими чувство благодарности, восхищения, спокойствия и мира – ребенок до родов нуждается в этом не меньше, чем после.

Воспитание до рождения: шестое чувство

Обычно беременные чувствуют ребенка просто замечательно. Некоторые будущие мамы отмечают, что «интересное положение» усиливает их интуицию и обостряет инстинкты.

Многие представительницы прекрасного пола по всему миру считают, что именно шестое чувство — интуиция и инстинкт — способно поддерживать вечную связь между матерью и ее чадом. Она выходит за рамки времени, пространства и даже смерти.

Безусловная любовь, объединяющая вас посредством этой связи, укрепит дух, придаст смелости во время родов и после них.

Примечательно, что подобное «подключение» друг к другу возникает автоматически, даже если матери этого не осознают. Поэтому независимо от того, насколько часты у вас проблески интуиции, бывали в жизни какие-нибудь предчувствия или нет, вы можете пользоваться шестым чувством, чтобы облегчить общение с чадом «от сердца к сердцу», воспитывать и развивать ребенка еще до рождения.

Источник: https://assol-club.net/2015/07/kak-beremennaya-mozhet-vospityvat-svoego-rebenka-do-rodov/

Дородовое воспитание: ждем и обучаем

Воспитание ребенка до рождения. Дородовое воспитание

Для начала – разберемся с терминологией. Педагогикой называют науку об обучении и воспитании человека. Термин «пренатальный»  (от лат. «prae» – перед и «natalis» – относящийся к рождению) – означает предродовой. Простыми словами, пренатальная педагогика – это воспитание до рождения.

На просторах всемирной сети мы можем встретить разные определения  пренатальной педагогики –  все зависит от того, какой подход применяют в своей работе те или иные специалисты в данном направлении.

Одни говорят о пренатальной педагогике  как о комплексе методов воздействия на будущего малыша. Они стремятся сформировать у крохи определенные личностные качества и способности, оптимизировать его внутриутробное развитие, заложить в малыше некий потенциал, который он смог бы развить в будущем.

 Иные видят пренатальную педагогику способом налаживания контакта между будущей мамой (или будущими родителями) и ребенком, методом формирования тонкой эмоциональной взаимосвязи между ними. Ведь то, что будущий кроха способен воспринимать окружающий мир задолго до рождения, известно давно – свидетельства этому находят в обычаях многих культур.

Это и древнекитайский церемониал «знакомства» отца с будущим малышом на ранних сроках беременности жены, и японские общины для будущих мам, и ритуальные африканские песни и танцы, которыми сопровождалось «интересное положение» женщины.

Такие разные, местами наивные, эти традиции базировались на понимании важности постоянного контакта родителей с будущим ребенком, на положительных эмоциях, передающихся крохе во время общения с ним.

Источник фото: detochka.info

Мнение сторонников

Считается, что предпосылкой к возникновению направления пренатальной педагогики является важный момент, обнаруженный учеными – мозг новорожденного крохи имеет определенную часть атрофированных нейронов.  Специалисты допустили, что это происходит из-за невостребованности нервных клеток в период внутриутробного развития плода.

Предполагали также, что количеством нервных клеток определяется уровень интеллекта и психической зрелости ребенка. А поскольку на тот момент ученые уже знали, что на определенном сроке беременности плод слышит и воспринимает все, что происходит вокруг него, было предложено применять воспитательные методы для стимуляции его мозга.

 

Одним из них стал метод звуковой стимуляции плода под названием «Сонатал» (особый цикл песен для будущего ребенка). Он был разработан в 1983 году и апробирован в разных медицинских учреждениях России.

В ходе исследования сформировали две группы наблюдаемых – группу пренатального воспитания и контрольную группу. По его результатам было видно – музыкальная стимуляция развития ребенка в дородовом периоде имеет положительное влияние на его здоровье и развитие.

В частности по группе пренатального воспитания, в сравнении с детьми из контрольной группы, отметили:

  • более высокие показатели состояния здоровья новорожденных при выписке из роддома;
  • опережение сверстников в развитии по основным психомоторным реакциям на 1 месяц для детей до года;
  • более низкий уровень заболеваемости малышей в возрасте до шести месяцев (в 2,5 раза);

Осложненные беременности в группе пренатального воспитания (по сравнению с контрольной группой) наблюдались в 2,5 раза реже, а роды без патологий – в 4,5 раза чаще.

Будущие мамы, принимавшие участие в исследовании, отмечали очень тесную взаимосвязь с крохой и преобладание положительного настроя. Во время беременности они меньше болели, после родов – более длительно сохраняли лактацию. Также было отмечено снижение  младенческой смертности.

Взгляды противников

Часть специалистов в области дородового воспитания скептически отзываются о правдивости данной гипотезы и подобных методах воздействия на плод, считая результаты их эффективности чем-то мифическим. Их аргументы достаточно просты:

  • запрограммированная гибель клеток в период внутриутробного развития – закономерный этап биологического процесса развития тканей;
  • прямая зависимость уровня интеллекта от количества нервных клеток мозга не подтверждена научно;
  • возможность плода воспринимать звуки, запахи и различные сигналы – лишь стадия созревания органов его чувств;
  • способность к анализу информации в коре головного мозга (основной этап процесса обучения человека) возникает у малыша только после его появления на свет;
  • функциональная незрелость ребенка после рождения заложена природой, и ему еще предстоит долгий и интенсивный путь развития всех органов и систем.

Специалисты считают, что нельзя рассматривать будущего ребенка отдельно от мамы – ведь в процессе беременности они составляют единую «систему».

А любое воздействие на беременную должно иметь веские основания, базироваться на прочных знаниях, методы влияния – должны быть научно обоснованными, безвредными для женщины и плода.

Вывод специалистов: тех впечатлений, которые ребенок получает в материнской утробе, для него вполне достаточно, и любое излишнее влияние только дополнительно напряжет его нервную систему.

Существует также мнение, что воспитывать человека до его рождения – процесс бессмысленный, так как природой уже обеспечены все условия для полноценного развития плода.

Источник фото: bfit.kiev.ua

Кого воспитываем?

Специалисты по пренатальной педагогике утверждают, что некоторые будущие мамы могут обходиться без их помощи – обычно это те беременные, которые с любовью вынашивают кроху и, опираясь на подсознательный опыт, легко общаются с ним, самостоятельно отслеживают его поведение и реакции. Однако есть женщины, которые в силу определенных обстоятельств не освоили соответствующую модель материнского поведения. И даже если ребенок желанный – они иногда теряются в том, как себя надо вести с будущим крохой, поэтому требуют грамотных подсказок и квалифицированной поддержки.

Помимо мягкого подведения женщины к будущему материнству, пренатальная педагогика уделяет внимание беременной паре в целом, ставя перед собой задачу, подготовить супругов к осознанному родительству. Она учит их воспринимать будущего кроху как личность, понимать свою роль родителей, позитивно мыслить и развиваться, помогает избавляться от страхов и негатива, позволяет паре сблизиться.

Мамина школа

От того, как проходит беременность, во многом зависит здоровье будущего ребенка. На протяжении этого удивительного периода между мамой и крохой в утробе устанавливается тонкая и невидимая, но такая важная взаимосвязь – малыш очень тонко ощущает все, чем живет мама.

Президент Французской национальной ассоциации дородового воспитания Андрэ Бертин утверждает: «Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод.

Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода».

Насколько противоречивыми бы ни были научные данные, которые заложены в основу теории дородового воспитания, все ее сторонники согласны с утверждением – пренатальный период имеет влияние на способности и уровень развития будущего малыша. Поэтому к выбору метода дородового воспитания родителям надо подходить ответственно.

Одно дело, если речь идет о методиках, основанных на воздействии на плод исключительно через положительные эмоции, переживаемые мамой – когда она слушает музыку, поэзию, разговаривает с малышом, обеспечивает ему физический контакт через прикосновения и поглаживания, приобщается к творчеству, созерцает природу и все прекрасное вокруг себя, заботится о своем здоровье. И совсем другое – если родители обращаются к авторским методикам, которые базируются на недоказанных до конца гипотезах и предполагают определенное воздействие на будущего малыша. Такое вмешательство может быть не только бесполезным, но и опасным для женщины и плода.

Источник фото: raut.ru

С целью гармоничного развития крохи, начиная с самых ранних сроков беременности, родители могут:

  • осуществлять физический контакт с будущим малышом – так он будет «чувствовать» маму и папу, реагировать на их прикосновения и поглаживания, успокаиваться;
  • общаться с крохой – пусть ребенок не поймет смысл слов, но по интонации родителей он будет чувствовать их тепло и заботу, а после рождения – узнает такие родные голоса;
  • слушать музыку (классическую, мелодии из специальных подборок, рекомендованных будущим мамам – любую), и прислушиваться к реакции малыша на нее;
  • заниматься музыкой или своим хобби (рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, квиллинг и т.п.), посещать театры, выставки и концерты – делать все то, что дарит положительные эмоции и правильный настрой.

Что еще может сделать будущая мама (или «беременная» пара), если ей интересна пренатальная педагогика? Чтобы более подробно ознакомиться с данным направлением, сформировать собственное мнение о нем, почерпнуть информацию о различных методиках дородового воспитания – можно почитать тематическую литературу, взяв на заметку, к примеру, небольшую подборку книг от Prostobaby.com.ua:

  • Андрэ Бертин А. «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях»
  • Омраам Микаэль Айванхов. «Воспитание, начинающееся до рождения»
  • Томас Верни «Тайная жизнь ребенка до рождения»
  • Дэвид Чемберлен «Разум вашего новорожденного ребенка»
  • Наталья Волкова «Уникальная методика дородового воспитания»
  • М.Л. Лазарев «Мамалыш. Рождение до рождения»
  • Вера Павловская «Важность пренатального и перинатального периода в развитии полноценной, гармоничной личности»
  • Ж. В. Цареградская «Ребенок от зачатия до года»
  • Ольга Будина «Дневник Ольги Будиной. Говорящая беременность»

Полезным в этом плане также может быть посещение курсов для беременных, школ для будущих родителей, которые в программах своих занятий частично используют элементы пренатальной педагогики.

Каков бы ни был выбор родителей, важно помнить: контакт с будущим крохой нужно устанавливать и поддерживать еще до его рождения, а на протяжении всех месяцев ожидания – надо окружать будущую маму вниманием, заботой и позитивом, чтобы малыш рос и развивался в любви.

Источник: http://www.prostobaby.com.ua/ya_mama/stati/dorodovoe_vospitanie_zhdem_i_obuchaem

Дородовое воспитание ребенка: что нужно знать будущим родителям?

Воспитание ребенка до рождения. Дородовое воспитание

Рождение ребенка – важное событие в жизни женщины. И, чем лучше она к этому подготовлена, тем легче проходят роды и знакомство с малышом в первые месяцы его жизни.

Известно, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенным количеством базовых навыков.

Он видит и слышит, мимикой и ым сопровождением может заявить о своих потребностях в еде или безопасности, кроха узнает мамин и папин голоса.

Все это дает основания полагать, что дородовое воспитание способно значительно увеличить эмоциональный контакт между мамой и малышом еще во время беременности.

Что такое перинатальное воспитание?

Современные исследования доказывают, что у новорожденного имеется много врожденных способностей. Некоторые черты характера, отношение к миру, поведение и музыкальные пристрастия будущего человечка формируются еще с момента зачатия.

Уже с 20-й недели беременности, когда появляются первые шевеления, малыш может явно заявить маме о своих предпочтениях или возмущении.

Многие женщины подтверждают бурную реакцию крохи в животике на громкую музыку, некомфортную позу мамы, острую пищу или неприятные запахи. Малыш также может отвечать толчками на ваш голос или легкие поглаживания.

В период ожидания ребенка очень важно наладить с ним тактильный и эмоциональный контакт.

Пренатальная педагогика направленна на осознанное взаимодействие с не родившимся малышом. Цели могут быть самые разные – установить доверительные отношения и утвердить чувство безопасности крохи, укрепить нервную систему, развить его интеллектуальные способности. Некоторые считают, что пренатальное воспитание ложится в основу личностного развития человека.

Например, некоторые делятся впечатлениями о том, как договорились с ребенком о дате родов. Разговаривая с малышом, можно утвердить его уверенность в безопасности и подготовиться к родам. Это помогает легче прожить схватки и процесс рождения, избежать долгих мучений и разрывов.

Ребятишки, родители которых говорили пузожителю, что очень любят его и ждут встречи, отличаются спокойствием, жизнерадостностью и крепким здоровьем.

А еще некоторые мамы и папы практикуют развитие интеллектуальных навыков будущего человека, начиная читать ему литературу определенного направления еще в период вынашивания.

Говорите с пузожителем

Рассказывайте малышу о своих чувствах и эмоциях, о волнениях и переживаниях, говорите, о том, что видите вокруг себя.

Ведите внутренние диалоги и обращайтесь в голос, совсем скоро малыш научится распознавать, когда вы обращаетесь к нему, когда просто общаетесь с окружающими людьми. Не забывайте о словах любви.

Вы можете проговаривать образ, который рисует воображение относительно того, каким будет ваш малыш: говорите, что он родится умный, красивый, здоровый и т.п. Пойте колыбельные, читайте вслух книги.

Поглаживайте животик

Это первое проявление вашей физической близости. Прикасайтесь к животу, когда обращаетесь к малышу, отвечайте ему взаимностью, когда он толкает вас ножкой. Это усиливает вашу взаимосвязь и формирует доверие. Очень хорошо, если папа тоже подключается к этому процессу. Поверьте, отличает ваши прикосновения и запомнит его руки.

Слушайте и отвечайте

Уже сейчас маленький человечек может вам о многом рассказать. Причем о своих предпочтениях он заявляет не только толчками в животик, но и посылая маме эмоциональные сигналы. Считается, что все странные и необычные пристрастия беременной женщины появляются именно благодаря сильной связи с ребенком.

Это может внезапно захотеть селедки с ананасами посреди ночи, это его раздражает запах дедушкиного одеколона, это ему хочется заниматься танцами или рисовать картины. Будущая мама может открыть множество скрытых талантов во время беременности.

Если вы научитесь понимать друг друга на этапе внутриутробного развития, вам договориться и после рождения.

Слушайте музыку

Мелодичные звуки позитивно влияют на развитие детей. Существуют даже специальные подборки для беременных, которые основываются на канонах пренатальной педагогики.

Помимо того, что творчество оказывает позитивное влияние на эмоциональное состояние беременной, оно формирует мировосприятие будущего человека. Эмоциональные впечатления мамы имеют сильнейшее воздействие на развития малыша.

Приучайте к ритуалам

Уже сейчас вы можете наладить режим сна ребенка. Приучите себя к определенной последовательности событий – поужинали, покупались, почитали книгу (вышли на прогулку или спели колыбельную) и легли спать.

Вы удивитесь, когда после рождения малыша именно этот ритуал будет действовать безотказно, когда нужно будет укладываться в кровать. Точно также работает привычка читать книги или слушать определенную музыку.

depositphotos

Источник: http://svadba1000.ru/zvezdy/25143-dorodovoe-vospitanie-rebenka-chto-nuzhno-znat-budushchim-roditelyam.html

Воспитание до рождения: пренатальное развитие ребенка

Воспитание ребенка до рождения. Дородовое воспитание

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша. 

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»? 

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом. 

На данный момент уже достаточно изучено внутриутробное развитие малыша по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику. 

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики.

Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса.

В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности. 

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

К 6-му месяцу внутриутробной жизни ребенок способен чувствовать вкус, слышать, видеть и осязать. Он реагирует на ваши прикосновения через стенку живота.

К 9-му месяцу у малыша разовьется обоняние. Он будет распознавать запахи. 

Итак, мы узнали о внутриутробном развитии органов чувств плода. Именно на основании этих знаний и строятся различные теории дородового общения с крохой. 

История пренатального воспитания 

В конце 70-х годов XX века появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — пренатальное, или дородовое, развитие и воспитание. Была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода. 

Калифорнийский акушер Ван де Кар разработал методы работы с беременной женщиной и плодом. Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость.

Беременная похлопывала живот, нажимала на него и произносила повторяющиеся, односложные слова. Эти специальные упражнения выполнялись ежедневно по 15—20 минут.

Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода. 

Американский специалист по дородовой подготовке Брент Логан в 80-е годы занимался изучением звукового воздействия на плод. Беременные прослушивали определенный набор кассет с записями музыкальных произведений и с записями сердечного ритма, который имел разный характер (высота и частота звука изменялись). Таким образом стимулировалось психическое развитие ребенка. 

К концу 80-х годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм. 

Но еще раньше во Франции существовал так называемый «поющий» родильный дом Мишеля Одена. Там проводились занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери.

Считалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных детей.

Мишель Оден обратил внимание, что если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. 

В это же время (в 80-е годы) в Москве, Тамбове, Набережных Челнах и некоторых других городах был апробирован метод профессора Лазарева «Сонатал» (в переводе с латыни сонас — «звучащий», натус — «рожденный»).

Суть его в том, что в пренатальный период (до рождения) можно воздействовать на двигательное, эмоциональное и дыхательное состояние плода и даже управлять их развитием. «Сонатал» — метод музыкального стимулирования развития плода и новорожденного.

По этой методике мама общается с еще не родившимся малышом с помощью специальных вокально-речевых упражнений. 

Пренатальное развитие: колыбельная для… живота 

Учеными замечено, что дети еще в утробе матери по-разному реагируют на различную музыку. Они любят структурированные мелодии, например Вивальди, Моцарт, народную музыку, детские песни и не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Очень хорошо, если вы будете сами петь еще не родившемуся ребенку.

Вспомните колыбельные и детские песенки, которые, может быть, пели вам в детстве! Замечено, что малыша можно приучать к ритуалу ночного засыпания. Для этого мама должна регулярно соблюдать определенную последовательность действий, например: ужин, душ, колыбельная.

Есть некоторая вероятность, что такой ритуал, знакомый малышу с внутриутробной жизни, поможет ему в дальнейшем успокоиться и заснуть.

 

Кто-то из будущих мам относится к общению с ребенком скептически, полагая, что достоверно узнать, что чувствует малыш в утробе матери, нельзя. А кто-то старается каждый день говорить с крохой, научиться его понимать. Кто прав? Ответ на этот вопрос можете дать себе только вы сами. 

При изменении психоэмоционального состояния беременной в ее кровь выбрасываются те или иные вещества. А поскольку ребенок и мать одно целое, то любой ее негатив тут же отражается на его психическом и физическом состоянии.

Именно поэтому для стабилизации эмоционального состояния беременных очень во многих центрах по подготовке к родам и осознанному родительству им предлагают заниматься творчеством. Это занятия танцами, пением, арт-терапия (рисование). Считается, что во время таких занятий происходит общение с малышом. С этим невозможно не согласиться.

Через песни, рисунки или поделки будущие мамы учатся выражать свою любовь к малышу еще до его рождения. А эти навыки явно не окажутся лишними и тогда, когда кроха родится. Тем более что практически каждая беременная женщина переживает период повышенной эмоциональности.

Перенося свои эмоции на бумагу, можно избавиться от тревог и волнений за ребенка. Занятия творчеством помогают избавиться от негативных эмоций, осознать происходящие перемены. 

Не стоит забывать, что у папы тоже есть шанс познакомиться с ребенком еще до его рождения. Малыш слышит папин голос, воспринимает эмоции, которыми сопровождается общение родителей.

Будущие папы! Помните, что, заботясь о своей жене и малыше, общаясь с ним, вы как бы даете ему сигнал: «Здесь хорошо, мы ждем тебя и рады тебе». Интерес к миру можно закладывать уже сейчас. Тогда, повзрослев, малыш сам захочет познавать мир, вы заложите в нем любовь к жизни.

Замечено, что отцы, которые достаточно часто общались с ребенком во время беременности, и после рождения лучше понимают своего малыша и легко налаживают с ним контакт. 

Как общение с будущим ребенком происходило в Древнем Китае и Японии? 

В некоторых странах Востока (например, в Древнем Китае и в Корее) издавна считалось, что в день рождения ребенку уже исполняется девять месяцев, то есть возраст человека исчисляется со дня зачатия, а не рождения. Еще более 1500 лет назад в Китае практиковали дородовое воздействие на ребенка. Женщины, ожидающие малыша, ежедневно пели для него нескольких часов: считалось, что это благоприятно отразится на характере ребенка.

А в Японии будущие мамы жили в специальных общинах, расположенных в красивой местности. Специально обученные женщины занимались там эстетическим и музыкальным образованием матери и ее будущего ребенка.

В некоторых странах Африки с давних пор и по сей день практикуются специальные танцы и ритмические движения для беременных. 

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения 

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир.

Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, – не обязательно словами, можно и через образы, мысли.

Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни. 

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках – это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения.

Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности).

Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной! 

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием.

Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным.

Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий. 

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/psihologia/2861/vospitanie-do-rozhdeniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.